Темпы роста ВВП не превысят 1,6–1,9% в ближайшие три года, ожидает Центр развития НИУ ВШЭ. Это значительно ниже, чем предполагает базовый прогноз Минэкономразвития.

Рост российского ВВП замедлится до 1,3% в 2019 году и незначительно ускорится до 1,6% в 2020-м и до 1,9% в 2021 году. Негативный вклад в развитие экономики внесут снижение цен на нефть, замедление роста экспорта и повышение ставки НДС. Таков прогноз экономистов Центра развития НИУ ВШЭ (поступил в распоряжение РБК).

Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития, экономика будет расти на 2% в 2020 году, а начиная с 2021 года темпы роста ВВП достигнут 3%.

2019 год — самый тяжелый

Как отмечают авторы прогноза ВШЭ, основные риски для экономического роста придутся на 2019 год. По их оценке, рост ВВП замедлится с 1,8% в 2018-м до 1,3% в 2019 году. В числе основных негативных факторов — снижение цен на нефть, замедление роста экспорта, адаптация к санкциям, переход к постоянному бюджетному правилу и увеличение налогового бремени. Повышение ставки НДС до 20% принесет федеральному бюджету около 0,6% ВВП в год. Дополнительные доходы пойдут на финансирование национальных проектов.

Создание в 2019 году Фонда развития, который будет привлекать деньги преимущественно на внутреннем рынке и финансировать инфраструктурные проекты, позволит увеличить расходы в среднем на 0,5% ВВП. В целом расходы федерального бюджета вырастут на 1,1% ВВП.

По прогнозу ВШЭ, нефть Urals подешевеет с $71 за баррель в 2018-м до $63 к 2021 году. Предпосылки для стагнации экспорта нефти создаст продолжение действия соглашения России с ОПЕК и другими странами-экспортерами наравне с истощением нефтяной сырьевой базы.

Экспорт в минус

Экспорт нетопливных товаров и услуг из России рос вслед за темпами мировой экономики. Однако глобальный экономический рост замедлится: с 3,7% в 2017–2018 годах до 3,5% в 2021 году. «Общее замедление роста экспорта нетопливных товаров и услуг до 2,5–3,5% окажет негативное влияние на российскую экономику в 2019–2021 годах», — отмечают экономисты ВШЭ.

Более благоприятный сценарий, по мнению авторов прогноза, невозможен без роста цен на нефть, ускорения экспорта и радикального снижения административного и уголовного преследования бизнесменов, которое мешает предпринимательской активности.

Вклад повышения пенсионного возраста в экономический рост будет незначительным — менее 0,1 п.п. в 2019–2020 годах и не больше 0,2 п.п. в 2021-м, считают экономисты ВШЭ.

Что думают другие?

Пенсионная реформа даже замедлит экономический рост, утверждает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Реализация майских указов, безусловно, прибавит роста экономике, но пенсионная реформа отнимет даже больше», — сказал РБК экономист. Занятость в возрастных группах, которые затронет реформа, составляет около 40% у мужчин и 50% у женщин, а трудоспособность сильно ограниченна. «Экономическая активность после выхода на пенсию резко падает. Люди не могут найти работу или не находят сил работать. В то, что вдруг вырастет занятость людей, подпавших под отсрочку, верится с трудом. Многие будут вынуждены перейти под крыло своих детей. Так или иначе доходы буду сильно снижаться», — пояснил он.

Мурашов считает оценки ВШЭ по экономическому росту реалистичными. «Мы также ожидаем рост ВВП примерно 1,5% в ближайшие годы. Мы не верим в эффективность бюджетного стимула и не ждем ускорения — непонятно, за счет каких факторов роста он может быть достигнут», — добавил Мурашов.

Прогноз ВШЭ основан на условиях положительного эффекта реформ и сохранения санкций без их существенного ужесточения. Но для экономистов РАНХиГС темпы роста в 1,3–1,9% — это пессимистичный сценарий, который вероятен в случае, если реформы и майские указы не будут реализованы, а санкционный режим серьезно усилится. «Мы рассчитываем на более высокие темпы. На наш взгляд, более вероятен сценарий, когда темпы роста могут достичь более 2% в 2020 году и превысить 2% к 2021-му», — заявил РБК заведующий лабораторией макроэкономических исследований РАНХиГС Сергей Дробышевский.

Автор: Ольга Агеева, РБК.

Василий Ощепков — первый в истории русский обладатель черного пояса по дзюдо. Он учился у самого Дзигоро Кано и привез японскую борьбу на родину. Его труд лег в основу будущей самообороны без оружия — или самбо. Но о самом Ощепкове в СССР долгое время было не принято вспоминать.

Василий Ощепков — первый в истории русский обладатель черного пояса по дзюдо. Он учился у самого Дзигоро Кано и привез японскую борьбу на родину. Этот человек заложил основы самообороны без оружия в России. Но о самом Ощепкове в СССР долгое время было не принято вспоминать. «Лента.ру» — о пути первого русского мастера дзюдо.

«Родиться в царской тюрьме, чтобы умереть в сталинской» — под таким заголовком в 1998 году опубликовал материал историк боевых искусств и журналист Михаил Лукашев. Автор взялся за трудную судьбу репрессированного Василия Ощепкова — разведчика, переводчика, обладателя черного пояса по дзюдо и одного из основоположников самбо. Лукашев сокрушается, что память об Ощепкове едва ли не стерта. А лавры того, кто стоял у истоков отечественной боевой системы, достались ученику Ощепкова — Анатолию Харлампиеву.

Лукашев написал заметку в юбилейный для самбо год. Он выразил надежду, что Ощепкова вспомнят хотя бы на родном для мастера боевых искусств Дальнем Востоке, установят памятную доску. Только в 2012 году во Владивостоке появился бюст мастера дзюдо. А в 2016-м в центре города выросла целая скульптурная композиция: молодой Ощепков получает черный пояс по дзюдо из рук его основателя — Дзигоро Кано.



Открытие мемориального комплекса основателю советской школы дзюдо Василию Ощепкову и его учителям работы скульптора Петра Чегадаева во Владивостоке.
Источник: РИА "Новости"

Ощепков родился в 1893 году в городе пост Александровский (теперь Александровск-Сахалинский) у матери-каторжанки, сосланной на Дальний Восток за попытку побега. До этого она отбывала наказание в Перми. В 1902 году мальчик остался без отца. А спустя два года Ощепков стал круглым сиротой: скончалась и мать. В возрасте 14 лет жизнь дает Ощепкову шанс: в числе других детей-сирот с Дальнего Востока его отправляют учиться в духовной семинарии в Токио под крылом Архиепископа Николая Японского.

Там у Ощепкова происходит знакомство с японским дзюдо. Азы борьбы преподавались подросткам наряду с каллиграфией, историей Японии и другими дисциплинами. Юный Василий демонстрировал упорство и незаурядные способности к познанию боевых искусств. Учитель Ощепкова решил помочь ему попасть в дзюдоистскую Мекку — школу Кодокан, где тогда все еще преподавал легендарный Кано.

По воспоминаниям одного из учеников, Ощепков рассказывал, как ему дали подсказку. Она и помогла ему попасть на карандаш представителям Кодокана. Во время просмотра потенциальных новобранцев основатель дзюдо произнес перед молодыми людьми речь. Наполненную важными и правильными словами, но невероятно нудную. Ощепков почувствовал, как затекли его ноги, и ему не терпелось сменить позу. Но он продолжал сидеть на пятках, как это принято у японцев. Ведь знал — за тем, как ты слушаешь сенсея, пристально следят. Неудачный поворот головы могли посчитать неуважением.

Ощепков стал первым русским в Кодокане. И, учитывая не самые приятельские отношения между Российской империей и Японией, отношение к Василию со стороны других учеников было особенным. Желающих вцепиться в его кимоно покрепче было хоть отбавляй. Но Ощепкова лишь закаляла стойкая нелюбовь японцев к чужакам. Он осваивал дзюдо по-своему, избегая топорного копирования и подражания.

В 1913 году сын каторжанки достигает первого дана по дзюдо. Он становится первым российским подданным, получившим право носить черный пояс. В статусе первого русского мастера дзюдо Ощепков возвращается на родину.

К этому времени он уже владел японским и английским языками. Редкое сочетание позволило ему устроиться переводчиком в царскую контрразведку. Будучи снова на родной земле, он не просто продолжил заниматься дзюдо: Ощепков уже тогда начал преподавать и продвигать это боевое искусство.

В 1914 году он открыл во Владивостоке секцию дзюдо. На тренировки к мастеру ходили почти полсотни человек, среди них и местные японцы. Ощепков продолжает жить на два мира, иногда отправляясь в Японию по заданиям контрразведки. Он также проводил российско-японские встречи по линии борьбы. Вскоре он получает и второй дан (в тогдашнем дзюдо их было пять, а не десять, как сегодня).

Но на другом конце Российской империи в стране назрели бурные перемены. Жизнь Ощепкова вновь совершает кульбит. Ощепков в начале 1920-х — человек с кинопроектором в родном Александровске. Он показывает и озвучивает немое кино.

Незаурядный послужной список мастера привлек уже советскую разведку. Под псевдонимом «Черный монах» (а после и просто «Монах») Ощепков начал собирать разведданные из оккупированного японскими военными южного Сахалина. Уже для советской власти. Он побывал в Китае, в Маньчжурии. Со временем поселился в не чужом для себя Токио.

Там Ощепкову помогал его второй дан. Подобный статус, тем более у европейца, вызывал у японской публики почет и уважение. А кодоканское прошлое помогало обрастать связями. Монах работал тонко, стараясь не вызывать подозрений у традиционно недоверчивых японцев. Но советское руководство не разделяло его подхода.

От Ощепкова требовали быстрых результатов. Призывали использовать шантаж, налаживать контакты с местными большевиками. Но он слишком хорошо знал японские нравы, чтобы рисковать.

В 1926 году Ощепкова отзывают из Японии. На этом его карьера разведчика заканчивается. Мастера дзюдо ждет следующий вызов. Он с новой силой пропагандирует японскую борьбу. На этот раз советские военные обращают внимание на него именно как на эксперта. В 1929 году Ощепкова призывают в Москву. Он начинает преподавать рукопашный бой в столичном институте физической культуры. Закладывает основы того, что впоследствии выльется в самооборону без оружия, или самбо.

Дзюдо Ощепкова не было репликой японских мастеров. Несмотря на то, что в то время дзюдо было еще очень молодым видом единоборств, выросшим из более архаичного японского джиу-джитсу, Ощепков видел его недостатки, то, что мешает этому боевому искусству быть наиболее эффективным в реальной схватке. Василий уделяет особое внимание другим видам борьбы: американской и другим национальным разновидностям. По его мнению, бросковая техника вольников эффективна для борьбы в одежде.

Ощепков прикладывает руку к созданию методик для обучения солдат. Но о его вкладе в популяризацию дзюдо и созданию самбо вспоминать вскоре становится опасно. Сперва в 1937-м само дзюдо вычеркивается из списка дисциплин институтов и техникумов физической культуры. Адепты боевого искусства избавились от японского названия и с осторожностью продолжили тренировки.

А японское прошлое тем временем становится проклятьем Ощепкова. Он, как и многие другие в 1937-м, становится жертвой ночного ареста. Тогда советская власть преследовала «харбинцев». Долгое время обитавший на Дальнем Востоке мастер дзюдо был обвинен в шпионаже в пользу Китая и Японии. К этому моменту Ощепков заработал проблемы с сердцем. Попал в «Бутырку» уже больным человеком. Ему так и не суждено было увидеть плод собственных трудов. Он умер спустя 10 дней после ареста.

Николай Костюков, Lenta.ru

Торгово-промышленная палата РФ предлагает ознакомиться с книгой М.Мэнсона

Книга Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо» поможет Вам осознать, что мешает радоваться жизни. В современном мире принято говорить об успехе, известности, богатстве. Со всех сторон слышатся истории о молодых, но уже очень успешных предпринимателях, людях, которые добились всего за счёт своей изобретательности. Пропагандируется идея, что успешные люди часто путешествуют и развлекаются в самых лучших уголках планеты. В интернете можно увидеть большое количество фотографий людей, показывающих, как хороша их жизнь.

Глядя на всё это, кажется, что Вы сами живёте серой и скучной жизнью. Вы начинаете переживать, что всё идёт не так, другие владеют известными фирмами и уже увидели весь мир, а Вы думаете, как свести концы с концами. Автор предлагает остановиться и задуматься. А действительно ли то, что принято связывать с успехом, нужно Вам? Может быть, есть нечто более важное и достижимое, что может сделать Вас счастливыми?

Автор книги не призывает игнорировать абсолютно все проблемы. Он говорит о здоровом пофигизме. Важно для каждого – определить то, что нужно именно ему. Нужно расставить приоритеты, знать, куда идти, а всё остальное отбросить в сторону, в том числе и чужое мнение о том, как надо жить. Стоит перестать обращать внимание на те ценности, которые навязаны обществом, а ориентироваться на Ваши собственные. Тогда можно будет сосредоточиться на главном, не отвлекаясь на переживания о том, что по большому счёту и значения для Вас не имеет.

Каждый день, мечтая о желанном, Вы напоминаете себе о том, чего у Вас нет. Недовольство усиливают СМИ, которые внушают, что путь к счастью лежит через нездоровое желание получать все больше и больше. Больше покупать, больше работать, больше тратить — и так далее по кругу. Отпуск лучше, чем у коллеги, машина круче, чем у соседа, жена моложе и красивее, чем у приятеля. И вырваться из порочного круга поможет только одно — вовремя послать все куда подальше. Тут и приходит на помощь искусство пофигизма, как называет его Мэнсон М..

Пофигизм — это умение здраво смотреть на вещи сквозь «розовое стекло» мониторов. Чем меньше Вы стремитесь к чему-то, тем легче это выходит. Это закон обратного усилия. Все стоящее, что есть и будет у Вас в жизни, Вы получаете через негативный опыт. Только взглянув в лицо своим страхам, Вы станете мужественнее, смелее. А признав свои слабости, Вы поможете себе обрести навыки общения.

На первый взгляд, кажется, что плюнуть на все легче легкого. Однако мало у кого это получается. В реальности любая мелочь способна Вас расстроить и вывести из себя.

Поэтому, уже сейчас проведите жесткий отсев — оставьте только то, что для Вас важно, а на все остальное плюньте и забудьте. Когда Вы волнуетесь по любому поводу, Вас не покидает ощущение, что Вам воздастся за тревоги, что Вы достойны счастья. Забудьте об этом. Этого не будет. Такие мысли съедят Вас заживо, и Вы сгорите от самоуничижения.

По сути, в этой книге мы видим довольно известные прописные истины, но они очень оригинально изложены и раскрыты. Стилистика книги легкая, поэтому она быстро читается. Поначалу немного шокирует грубость некоторых изречений, но потом воспринимаешь ее, как нечто само собой разумеющееся. Может быть, именно это и позволяет лучше проникнуться смыслом книги, ведь повествование автора действует, как холодный душ на сонного человека. Эта книга заставляет задуматься и помогает измениться.

Заключение

• В жизни нет места постоянному счастью, непрерывной радости. Более того, эти вещи не делают Вас счастливыми.

• Чтобы ощущать полноту жизни, надо научиться видеть пользу в негативе, боли и страданиях. Только они выведут Вас на новый уровень морального развития, на котором Вы легко увидите ложные жизненные ценности. И в итоге сможете сконцентрироваться на том, что важно именно Вам.

• Вы выберете то, ради чего готовы страдать. И этот выбор сделает Вас счастливым. Лишь это имеет смысл, а в остальных областях, считает автор книги, включайте здоровый пофигизм.

Самое время подготовить загородный дом к холодам — потом будет поздно. Если не знаете, с чего начать — читайте нашу статью

Даже если вы планируете ездить на дачу зимой, дом все равно нужно подготовить к зимнему сезону. Проверить крышу, водостоки, и сделать уборку.

Проверьте кровлю

Зимой под тяжестью снега даже крыша в хорошем состоянии может пострадать — не говоря уже о поврежденной. Проверьте кровлю на предмет дефектов — незначительные повреждения можно устранить с помощью самоклеящейся гидроизоляционной битумно-полимерной ленты, окрашенной в цвет кровли.

Установите снегозадержатели

Только после того, как проверите крышу, установите на нее снегозадержатели. Это дополнительная защита от механических повреждений и от падения снежной массы вниз. Но не забывайте, что снег дает большую нагрузку на кровлю, а значит, нужно обязательно очищать крышу зимой.

Проверьте чердак и подвал

Посмотрите, нет ли протечек и плесени. Если протечки есть — значит, кровля повреждена, и нужно вернуться к первому пункту. Также здесь не должно быть конденсата и плесени. То же самое касается и подвала. Затхлый запах и капли на стенах — признаки повышенной влажности. В таком случае подвал нужно проветрить и просушить на солнце все стеллажи и полки, которые есть в помещении. А всю консервацию перенести в другое место.

Прочистите водостоки

В водостоки попадает много осенней листвы и хвои. Очистить их можно с помощью ершика с синтетической или пластиковой щетиной. Только не используйте химические средства и инструменты с острыми краями — так можно повредить покрытие водостока.

В сухую погоду для очистки можно использовать специальную воздуходувку, которая может как втягивать в себя воздух, так и создавать мощный воздушный поток.

Смажьте окна и двери

Смажьте все петли, замки и подвижные элементы специальной смазкой. Проверьте уплотнители в окнах, возможно, их нужно заменить. И заклейте окна с помощью самоклеящейся ленты.

Сделайте влажную уборку

Вымойте полы, протрите пыль, постирайте весь текстиль, высушите и сложите в шкаф. То же самое касается и посуды.

Уберите с улицы садовую мебель и принадлежности

Занесите все предметы в дом или сарай. Можно накрыть плотной пленкой или тентом, но не забывайте, что не все материалы могут выдержать холода.

Удостоверьтесь, что ничего не забыли

Важно перекрыть водопровод, электричество и газ, особенно если вы не поедете на дачу до весны. А если планируете вернуться сюда в зимний сезон — подготовьте систему отопления заранее.

Источник: InMyRoom

Исследователь русской души

Иван Тургенев стоит немного особняком в ряду больших русских писателей XIX века, тех, благодаря кому отечественная литература вырвалась на звѐздную орбиту. Он стал известен в мире раньше, чем Достоевский и Толстой, но затем оказался в тени этих необузданных гениев. В нѐм самом не было ничего необузданного. Прекрасно воспитанный русский барин, с детства владевший тремя иностранными языками, Тургенев джентльмен и в литературе: сдержанный, деликатный, уважающий правила, умеющий выразить своѐ отношение к людям и явлениям в немногих словах, наброском, штрихом, едва заметным движением бровей. Знающий жизнь в далеко не радужных еѐ подробностях, прекрасно осведомлѐнный о разных еѐ сторонах, но понимающий, что говорить надо не обо всѐм, что знаешь и чего не знаешь.

Позднейшие критики упрекали его в том, что он слишком удобен для читателя: не хочет пугать его чрезмерно сложным для восприятия материалом, большим объѐмом или трудностями продвижения по тексту. «Тургенева легко читать, с ним легко жить», – пишет Юлий Айхенвальд. Но каким высоким профессиональным мастерством поддержано ощущение этой лѐгкости. И какая это редкость для классической русской прозы, которая в первую очередь озабочена важностью своей миссии, а не тем, насколько приятно еѐ читать и насколько реально дочитать до конца.

«Записки охотника» считаются одной из тех книг, которые окончательно убедили власть в необходимости отмены крепостного права. Но даже здесь Тургенев умеет обойтись без пафоса и деклараций, без картин кромешного ужаса. То щемящее чувство сострадания, гнева, нежности, чувство, о котором пишет горячий поклонник Тургенева, американский прозаик Генри Джеймс, возникает незаметно и как бы совершенно помимо усилий автора. Неудивительно, что эта книга, первый большой успех писателя, была и остаѐтся учебником мастерства для многих его коллег, в том числе для Эрнеста Хемингуэя и Карла Уве Кнаусгорда, современного норвежского писателя No1.

Тургенев удивительно разнообразен. Он дебютировал как поэт в двадцатилетнем возрасте, и его поэтическое наследие невелико, но так же изящно, как всѐ, что он делал. Он и в прозе всю жизнь оставался поэтом, который тщательно подбирает каждое слово и отделывает каждую фразу, для которого необыкновенно важно звучание и благозвучие языка. Именно Тургенев привѐл в русскую литературу такой жанр, как «стихотворение в прозе» – и этого, конечно, не мог сделать никто другой. Он написал несколько пьес, а его «Месяц в деревне» прочно вошѐл в русский театральный репертуар. Он умел рассказывать увлекательные и неожиданные истории, которые далеко не все по - настоящему нами прочитаны: многие ли помнят «Собаку» или «Часы»?

Каждый из его шести романов, от «Рудина» до «Нови», становился общественно - политическим событием и аргументом в идеологических спорах эпохи. Но по-настоящему его интересовали не столько идеи, сколько люди. И какие же разные люди населяют его книги – сложные в своей простоте, бесконечно притягательные в своей сложности. Хорь и Калиныч, Касьян с Красивой Мечи и несчастная Лукерья, Лиза Калитина и княжна Зинаида, Евгений Базаров и Мартын Харлов, практик Соломин и трагическая актриса Клара Милич. Помещики и крестьяне, революционеры и чудаки, отцы и дети, болтуны и 4 светские львицы. Лишние люди –это его определение. Тургеневские девушки, которых, как утверждал Лев Толстой, никогда не было в природе, а после тургеневских романов они появились. Новые люди, странные люди. Он наблюдал и фиксировал современные «типы» и давал им удачные наименования. Но его герои – не схемы, не иллюстрации идей, а живые мужчины и женщины, со своими особенностями и слабостями, желающие любви и бегущие от любви, любящие поговорить и поспорить об отвлечѐнных вещах, мечтающие о счастье, каждый о своѐм.

Немалую часть жизни Иван Сергеевич прожил за границей и чувствовал там себя вполне комфортно, но писал только о русских людях, о России, о русской природе, которую любил и понимал, как никто из предшественников и последователей. Может быть, ещѐ и потому, что был страстным охотником, знал природу изнутри, со всеми еѐ повадками, был с ней на равных и всегда настороже. Знал, что она живѐт своей жизнью, независимо от того, что мы о ней думаем. Тургеневский пейзаж и в деревенском, и в дачном его варианте не является только декорацией или комментарием к чувствам героев, он обладает самостоятельной ценностью. И в «Бежином луге», и в «Дворянском гнезде», и в дивной «Первой любви» пейзаж самодостаточен, напоминая, что жизнь возможна и продолжается без нас. Это чувство конечности и вечной красоты жизни пронизывает всѐ творчество Тургенева. Наверное, оно и придаѐт ему то неотразимое, элегическое обаяние, которое невозможно объяснить только совершенством стиля или старомодной прелестью слога. Или нашими воспоминаниями о том, как мы читали его книги в детстве и юности.

Он тяжело умирал и немного не дожил до шестидесяти пяти. Но у него была действительно счастливая судьба, что тоже редкость для отечественной словесности. Один из самых богатых русских писателей, хозяин родового имения, Иван Сергеевич никогда не был вынужден писать ради денег. У него была слава на родине и прочная известность за рубежом, он входил в лучшее общество, мог позволить себе вести ту жизнь, которая соответствовала его вкусам и интеллектуальным потребностям. Он помогал людям, находил в этом радость, умел прощать и просить прощения. Был ли он по-человечески счастлив? Конечно, мы слышим горечь в его словах о том, что он «прожил жизнь на краю чужого гнезда». Но ведь это всѐ-таки была жизнь (и смерть) рядом с любимой женщиной. У него была дочь, которую он вырастил и обеспечил, была красивая поздняя любовь, наверняка были и сердечные тайны, которые он унѐс с собой. Была жизнь, в которой всѐ случилось – пусть даже не всегда так, как мечталось. И в которой случилось главное: он исполнил своѐ предназначение, реализовал сполна данный ему талант. А это то единственное, что важнее счастья – для любого человека, а тем более для великого русского писателя.

В 2018 году Россия отмечает 200-летний юбилей И.С. Тургенева – одного из «самых русских» писателей. Это неизбежно возродит интерес к его жизни и творческому наследию.

В.П. Живаева
Главный библиотекарь
СОУНБ им. В.Г. Белинского

P.S. Сегодня Президент России Владимир Путин принял участие в открытии у Дома-музея на Остоженке первого в Москве памятника писателю Ивану Тургеневу. Глава государства возложил цветы к монументу и выступил с речью, в которой поблагодарил скульптора, народного художника РФ Сергея Казанцева, за красивую работу. Церемония была приурочена к 200-летию Тургенева, без которого, по словам президента, «невозможно представить русскую литературу».