Чего ждать автомобилистам от новой страховой реформы

Не далее как в апреле президент России подписал закон о существенном изменении правил обязательного автострахования. Речь шла о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Между тем на горизонте возникли новые корректировки — Минфин предложил провести либерализацию системы и поменять условия начисления тарифов. Основная идея — право страховщиков самостоятельно устанавливать коэффициенты, но они смогут воспользоваться им только в одну сторону, то есть лишь опустить. Потолок тарифов по-прежнему будет регулироваться государством.

Бизнес в убыток

О либерализации тарифов ОСАГО в последние годы говорилось неоднократно. По сути, государство постоянно зондировало почву на предмет грядущих изменений, тем самым готовя граждан к мысли об их неизбежности — в точности как с пенсионной реформой. Что вполне объяснимо с учетом постоянных жалоб страховщиков на убытки, а автовладельцев — на общее несовершенство новой системы. К чему приведет введение новых правил на рынке ОСАГО

В апреле сообщалось, что сфера ОСАГО полностью убыточна для страховых компаний — операционные расходы превышают доходы, а выигрыш от инвестиций перекрывается инфляцией. На эту тему есть и альтернативные точки зрения, но как бы то ни было, недовольство страховщиков, обоснованное или нет, — реальный факт, который трудно игнорировать.

ЦБ согласился с необходимостью реформировать систему еще в конце 2015 года. Однако тогда идея состояла в том, чтобы сами страховщики разработали конкретные предложения по начислению тарифов и коэффициентов. Сейчас же за дело взялось государство.

Либералы при ОСАГО

Согласно предлагаемым поправкам в закон об автостраховании, ближайшие годы — переходный период к полной либерализации. Страховщики получат право устанавливать тарифы самостоятельно, но будет определен потолок. Коэффициенты, опускающие стоимость полиса, могут применяться всеми страховщиками, но и только. С другой стороны, министерство финансов считает необходимым ввести прямую зависимость между коэффициентами и соблюдением страхователем правил дорожного движения. При этом установку на машины оборудования, которое будет это отслеживать, возложат на страховщиков.

Одновременно высказывается идея, привлекательная для водителей. Лимиты выплат пострадавшим вырастают до двух миллионов рублей, а договоры могут заключаться более чем на год. Сейчас лимит не превышает 500 тысяч рублей, так что страховщики вряд ли обрадуются этому предложению.

Еще одно правило, способное изменить равновесие на рынке в пользу автовладельцев, — введение неустойки за просрочку направления клиенту мотивированного отказа в выплате. До 200 рублей в день, но не больше 10 тысяч рублей.

В целом идея законопроекта состоит в усилении конкуренции на рынке как по ценовым, так и по неценовым факторам. Одновременно стоит задача «повышения качества удовлетворения потребностей страхователей». Страховщики на данном этапе получат определенную свободу в начислении коэффициентов, правда, для эффективного использования этой возможности им придется проделать серьезную аналитическую работу с учетом вероятности попадания в аварию каждого отдельного клиента.

Пять процентов рецидивистов

Нынешний рынок обязательного автострахования не устраивает никого, он одинаково плох как для водителей, так и для страховщиков, считает координатор правозащитного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Сейчас ОСАГО — это страховой Франкенштейн, который слепили из того, что было. Не существует никакого перераспределения рисков, и возникает много проблем как для страховщиков, так и для автомобилистов. Одно существование коэффициента мощности чего стоит (чем мощнее двигатель, тем дороже полис ОСАГО — прим. «Ленты.ру»)», — рассказал он в беседе с «Лентой.ру».

Основная проблема в том, что нарушителей и законопослушных граждан стригут под одну гребенку, отмечает правозащитник. «По факту 70 процентов убытков страховщиков по ОСАГО создают пять процентов автомобилистов, многие из которых попадают в аварии до 100 раз в год. Причем три процента из этих пяти постоянно нарушают правила. За них платят оставшиеся 95 процентов. Я считаю чудовищным, что это подается под соусом социальной защиты», — говорит он.

По словам Шкуматова, ОСАГО должно быть дешевым для тех, кто соблюдает ПДД, и очень дорогим для хронических нарушителей. «Предлагаемые меры — хороший шаг в этом направлении, но ограниченный. Я считаю, что для нарушителей не должно быть верхнего ограничения тарифа. Тем, кто в аварии 100 раз попадают, — для них стоимость должна быть 10 миллионов рублей. А то, что есть сейчас, — это бред и абсурд. Как я могу платить за идиота, который водить не умеет? Нужна отмена коэффициента на мощность и территориального коэффициента», — уверен общественный деятель.

Детали и недоработки

В то же время председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков считает, что никакой спешки в таком тонком вопросе быть не может. Это может навредить всем сторонам.

«Проблема тарифов ОСАГО очень сложная. Нужно провести тщательные расчеты, чтобы в итоге было выгодно как страховщикам, так и автовладельцам. Необходимо понижать тарифы для соблюдающих правила дорожного движения граждан и повышать для нарушителей, а лимиты должны быть привязаны к тарифу. Я бы не дергался и не предлагал какие-то отдельные меры. Здесь нужна всеобъемлющая реформа. Тарифы не могут просто расти, они должны учитывать индивидуальные показатели. Мы пока не готовы к такого рода реформе», — заявил он.

При этом многие вещи, которые должны защищать автомобилистов, зачастую бесправных перед страховщиками, в законопроекте не учтены.

«Есть нюанс — страховщики по-прежнему не несут ответственности перед гражданами за отказ продать полис, только перед Центробанком. Сейчас же у меня есть обязанность страховаться, а прав нет. Я прихожу в страховую компанию за обязательным полисом, и мне отказывают: "А вот не хотим, идите жаловаться в спортлото". Ну напишу я в ЦБ, мне от этого полис все равно не дадут», — возмущается Шкуматов.

Тем не менее он считает огромным успехом введение «коэффициентов на законопослушность». «Если ты 500 раз нарушаешь ПДД, то вероятность аварии намного выше. Почему законопослушный водитель должен платить больше?» — задается вопросом правозащитник.

В любом случае нынешний законопроект — не более чем черновик, к тому же рассчитанный исключительно на некий переходный период. Есть все основания полагать, что реформа обязательного страхования произойдет не внезапно и водители со страховыми компаниями успеют подготовиться к переменам.

Дмитрий Мигунов

Основатель Amazon Джефф Безос стал богатейшим бизнесменом мира по версии Forbes. На фоне роста котировок акций интернет-ретейлера он обогнал основателя Microsoft Билла Гейтса

Источник: AP 2017 и Mail.ru

Согласно счетчику Forbes в реальном времени, состояние Безоса составляет $90,6 млрд, а Гейтса — $90,1 млрд. Обойти Гейтса Безосу позволил рост акций Amazon 27 июля — на открытии торгов на бирже NASDAQ в четверг бумаги онлайн-ретейлера подорожали на 1,8%.

В мартовском глобальном рейтинге миллиардеров Forbes Безос располагался лишь на третьем месте с $72,8 млрд (посчитано по состоянию на 17 февраля). Таким образом, за пять с половиной месяцев Безос стал богаче на $17,8 млрд.

Основным активом Безоса является доля в крупнейшем онлайн-ретейлере Amazon (ему принадлежит 16,7% компании). Компания была основана в 1994 году как книжный онлайн-магазин, в 1997 году состоялось IPO. Amazon стала одной из тех компаний, которой удалось пережить «крах доткомов» (резкий обвал акций компаний высокотехнологичного сектора в 2000 году). Капитализация компании в последние месяцы уверенно повышается — с начала года она подорожала на $146 млрд. 26 июля Amazon стала стоить более $500 млрд (в США всего три других таких компании — Alphabet, Apple и Microsoft). Последней по времени крупной сделкой Amazon стало приобретение сети магазинов здорового питания Whole Foods Market за $13,7 млрд.

Кроме того, Безосу принадлежит аэрокосмическая компания Blue Origin. Компания была основана в 2001 году, однако первый заказчик у нее появился только в марте 2017 года — контракт на запуск спутников был заключен с французским спутниковым оператором Eutelsat. Целью Blue Origin является развитие космического туризма как бизнеса. В 2014 году представитель компании говорил, что Безос вложил в Blue Origin по меньшей мере $500 млн. В апреле 2017 года сам бизнесмен говорил, что финансирует Blue Origin, продавая акции Amazon на $1 млрд ежегодно. Весной 2016 года Безос говорил, что компания начнет отправлять туристов в космос в 2018 году. Для этих целей будет построено шесть кораблей New Shepard, способных поднимать шесть пассажиров на высоту более 100 км над поверхностью Земли — этого достаточно для того, чтобы почувствовать невесомость и увидеть планету из космоса.

Безос также владеет газетой The Washington Post (он приобрел ее в 2013 году за $250 млн).

Бизнесмен впервые вошел в рейтинг Forbes в 1998 году — через год после проведения IPO Amazon — с состоянием $1,6 млрд.

К 2007 году его состояние достигло $4,4 млрд, еще через пять лет оно выросло до $18,4 млрд. На дальнейший быстрый рост богатства Безоса повлиял рост котировок акций Amazon.

53-летний Безос — один из миллиардеров, не участвующих в кампании «Клятва дарения» (The Giving Pledge). Суть кампании, инициаторами которой выступили Уоррен Баффет и Билл Гейтс, состоит в том, чтобы пожертвовать значительную часть своего состояния на благотворительность. В частности, Билл Гейтс за свою карьеру в бизнесе передал на благотворительность порядка $33 млрд. Как отмечает The New York Times, ссылаясь на открытые данные и сообщения СМИ, Безос пожертвовал на благотворительные цели $100 млн. В июне бизнесмен в своем микроблоге в Twitter попросил подсказок на тему того, на какие именно цели он мог бы пожертвовать средства.

Гейтс, которого Безосу удалось опередить, за тридцатилетнюю историю рейтинга Forbes занимал первую строчку 23 раза. Помимо него самыми состоятельными людьми на планете журнал признавал японцев Йосиаки Цуцуми и Тайкичиро Мори (строительные магнаты конца 1980-х — начала 1990-х годов), мексиканца Карлоса Слима (владеет телекоммуникационными компаниями Telefonos de Mexico и America Movil), Уоррена Баффета (владелец инвесткомпании Berkshire Hathaway). Кроме того, в 2016 году основателю ретейлера одежды Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull & Bear) Амансио Ортеге удалось на пару дней обойти Гейтса в онлайн-счетчике состояний.

Москва. INTERFAX.RU — Председатель профильного комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (фракция ЛДПР) подтвердил выводы рейтинга о положении пенсионеров в России, и назвал ряд проблем пенсионной системы страны

«Так и есть. У нас пенсии мизерные. Россия попала в пятерку самых худших стран мира по пенсионному обеспечению наших граждан, на уровне Индии, Греции, Китая, вот где мы находимся, это уже не первый год», — сказал Нилов «Интерфаксу».

«Вчера голосами “Единой России” был принят законопроект в первом чтении, который устанавливает новую формулу поощрения деятельности негосударственных пенсионных фондов, а россияне продолжают жаловаться, что они теряют свои накопления при переходе из одного негосударственного фонда в другой, или из Пенсионного фонда в негосударствнный пенсионный фонд», — добавил Нилов.

По его словам, эти фонды пользуются юридической неосведомленностью людей: граждане не знают, что нужно предупредить за пять лет о переходе, и только тогда средства не потеряются.

«Граждан провоцируют на эти переходы, а порой за граждан организовывают эти переходы, используя коррупционные схемы, и люди теряют свои накопления. А после мы находимся в этом позорном рейтинге». По его словам, до сих пор не решен вопрос об индексации пенсии работающим пенсионерам. Также он указал, что в этом году индексация пенсии для неработающих пенсионеров осуществляется по уровню фактической инфляции.

Светлана Храмова

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

Президент России Владимир Путин подписал закон, который регулирует ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. Об этом в воскресенье, 30 июля, сообщает пресс-служба Кремля

Ранее этот документ был принят депутатами Госдумы и одобрен членами Совета Федерации.

Среди главных нововведений — сокращение количества организационно-правовых форм товариществ собственников недвижимости. Теперь остается только две формы: садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество. Ранее были возможности для создания потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств.
Новый закон также разрешает гражданам размещать исключительно хозяйственные постройки на огородном земельном участке.

Помимо этого, вводится понятие «садовый дом» — это здание сезонного использования, которое может быть признано жилым домом.
Устанавливаются и общие принципы расчета взносов в товариществах, а также цели, на которые такие взносы могут быть израсходованы.

 

 

 

Новый закон планируют принять уже на этой неделе

Госдума планирует принять на этой неделе новый закон о дачниках. Как пишет «Российская газета», действовать новые правила начнут с 1 января 2019 года, чтобы садоводы «успели привыкнуть к нововведениям».

Согласно новому законодательству, с 2019 года в стране останется лишь две формы существования коллективных объединений: садоводческое или огородническое товарищество. Партнерства и кооперативы упраздняются, дачные участки приравниваются к садовым.

Отличие садоводческих товариществ от огороднических заключается в том, что на садовых участках можно строить жилые и садовые дома, а на огородных – нет.

При этом в жилых домах на садовых участках можно будет зарегистрироваться.

Огородникам оставят право возводить некапитальные постройки. При этом если на огородном участке уже стоит капитальное строение, отбирать право собственности и сносить его не станут. Однако новые капитальные строения построить не получится, говорится в статье.

Отмечается также, что в законе прописаны признаки, по которым коттеджи будут отличать от сараев.

Это сделано для того, чтобы лишить граждан возможности выдавать жилые дома за летние веранды, чтобы не платить имущественных налогов.

Кроме того, закон упорядочил отношения с садоводами-индивидуалами, которые пользуются общей инфраструктурой товарищества, но при этом не вступают в него и не сдают деньги на общие нужды. По новым правилам делать это придется обязательно. «Для несогласных разработают упрощенный порядок судебного взыскания взносов», – пояснил первый зампред Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.

Сами взносы теперь будут существовать только в двух видах: членские и целевые, любые другие платежи признаны незаконными.