1730189334.jpg«Лучшая девочка СССР», «Моцарт живописи» - именно так отзывались о Наде Рушевой – девушке, которая рисовала, будто обводила уже существующие линии на бумаге. Ее простые по форме рисунки выглядели как живые: они как будто двигались на листе, смотря на зрителя. Юная художница так ярко засияла… чтобы в 17 лет внезапно погаснуть. Рассказываем удивительную историю вундеркинда Нади Рушевой.

Не хотели дочку-гения

Надя Рушева, которую при рождении назвали Найдан, что означает «вечно живущая», родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе в семье художника оформителя Николая Рушева и балерины Натальи Аджикмаа.

Девочка была очень долгожданным и любимым ребенком. Ее появления на свет в семье ожидали целых шесть лет.

До семи лет родители целенаправленно не учили дочку ни читать, ни писать, ни рисовать. Такой метод воспитания они объясняли тем, что не хотели бы у девочки забирать беззаботное детство.

Родителям было важно одно – чтобы ребенок вырос счастливым, чтобы о детстве вспоминал только с радостью, а не изнуряющими занятиями и отсутствием времени на игры.

При этом развивать Надю они все же старались, но при помощи походов в музеи, театры и прочие культурные места.

Надя сама выбрала себе жизненный путь

Когда девочке исполнилось полгода, семья переехала в Москву. Именно в столице и прошло ее детство. Несмотря на то, что папа Рушевой был художником, он не пытался научить ее рисовать.

Надя сама проявила интерес к карандашу и листку бумаги. Талант же юной художницы рассмотрел дедушка.

Именно он и показал вернувшимся с работы родителям Нади ее первый рисунок и предложил оценить творение – кентавров.

Именно про этих сказочных созданий дедушка накануне рассказал девочке, когда прочитал несколько мифов Древней Греции.

Папа высоко оценил рисунок дочери и понял – гены взяли вверх. А дальше творчество Рушиной стало развиваться со стремительной скоростью. Он и помогал ей в этом.

Папа Рушиной очень любил по вечерам общаться с дочкой, рассказывал ей интересные истории, связанные с художниками, знакомил ее с картинами и читал книги.

Надя очень увлеченно слушала папу. Однажды родитель решил прочитать ей «Сказку о царе Салтане», а пока он это делал, девочка водила карандашом по бумаге.

За тот вечер она создала 36 иллюстраций. На тот момент она еще не ходила в школу. Но уже умело рисовала.

Поначалу Надя рисовала, слушая рассказы родителей и дедушки, а после и сама научилась читать. Сначала свое внимание она обратила на произведения Александра Пушкина.

Творчество поэта ее настолько увлекло, что она чуть ли не все его произведения прочитала. И к каждому создала свой цикл иллюстраций.

Не рисовала, а будто обводила уже существующие линии

Родные с гордостью наблюдали, как Надя создавала свой очередной шедевр. Ее мама вспоминала, что девочка во время рисования будто заранее на листе бумаги видела итог, и, рисуя, она словно обводила уже существующие линии.

При этом Рушева никогда не брала в руки ластик, всегда рисовала «с первого раза». Порой все же это не удавалось и тогда Надя брала новый лист бумаги и начинала все заново.

Каждый, кто видел творение Нади, советовали родителям как можно скорее отдать ее в художественную школу. Но у них был свой подход к воспитанию, которому они четко следовали. Поэтому в изостудию при Дворце пионеров Рушева отправилась чуть позже, когда ей стукнуло десять лет.

Туда часто приезжали писатели и художники. Однажды гостем студии стал сказочник Джанни Родари. Увидев работы Нади, он был восхищен. На одной из них даже написал: «Браво, Надя, браво!»

А когда девочке исполнилось 11 лет, ее работы напечатали во всесоюзной газете для школьников «Пионерская правда». Еще через год они экспонировались в «Клубе искусств» МГУ и редакции журнала «Юность».

Уже в 14 лет о Наде заговорил весь СССР. О девочке писали статьи, снимали сюжеты для телепрограмм, приглашали выступать перед ровесниками и даже студентами. А потом ее выставки стали проходить не только на родине, но и за рубежом. Видевшие ее рисунки были шокированы. Они не верили, что их мог написать ребенок. Они походили на работы взрослого человека.

«Рисовать — просто потребность такая… Сейчас вообще… Раньше можно было каждый день рисовать, это уже как-то в привычку вошло, и поэтому в общем-то и произошел такой сдвиг: от этих глупеньких маленьких человечков, коротконогих, большеголовых — к удлиненным фигурам, вот таким композициям», - рассказывала Надя.

Поездка, поменявшая мировоззрение

Когда Наде исполнилось 15 лет, ей вручили поездку в «Артек». Для девочки она стала настоящим событием. После возвращения у нее появились новые друзья и даже новые наставники.

Папу это немного огорчало, ведь Рушева совсем забросила изостудию. В некоторым смысле авторитетом для не стали вожатые.

Тогда она решилась прочитать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Хотя папа был против. Мол, еще не созрела для такого произведения, но она все же прочла.

Надя была потрясена. Произведение захватило ее настолько сильно, что она задалась целью во что бы то ни стало его проиллюстрировать, а также попросила папу достать ей другие произведения Булгакова. А по «Мастеру и Маргарите» она создала более 160 рисунков.

Девочка рисовала и самих литераторов. Родители ее были потрясены, с какой точностью девочка передала, например, третью супругу Булгакова, самого писателя.

Не видя его жену, она написала очень похожую на нее женщину, а на пальце нарисованного ее Михаила Афанасьевича она словно случайно изобразила точно такой же перстень, как носил при жизни писатель. И даже на том же самом пальце.

Тогда никто и подумать не мог, что эти иллюстрации станут последними в творчестве Рушевой…

Роковое утро «вечно живущей»

Рушевой было 17 лет, она оканчивала школу, мечтала стать мультипликатором, представляла, как отправится подавать документы во ВГИК. Но всем ее планам не суждено было сбыться…

В то весеннее утро ничего не предвещало беды. Надя проснулась, как обычно, позавтракала, проверила собранный с вечера портфель, надела школьную форму, нежно попрощалась с мамой, которая уходила на работу раньше всех. А надевая в коридоре сапоги, внезапно упала. На шум из комнаты выбежал ее папа. Он застал Надю без сознания, лежащей на полу.

Первым делом он расстегнул Наде воротник, чтобы одежда не препятствовала дыханию. А после побежал звать соседей, чтобы те помогли.

Одна из живших в подъезде женщин оказалась медсестрой, сначала она стала оказывать первую помощь девушке.

В тот момент папа побежал в поликлинику за врачом, которая, оказавшись рядом с Надей, сделала ей укол. Вызвали скорую. Надю увезли в одну из московских больниц.

Там на протяжении пяти часов медики боролись за ее жизнь. Однако все их попытки оказались тщетны. Не приходя в сознание, 6 марта 1969 года жизнь юной и невероятно талантливой художницы оборвалась.

Позже выяснилась причина смерти – разрыв аневризмы. Всю жизнь Надя жила с бессимптомной болезнью.

В память о юной художнице

Девочки не стало, но после себя она оставила 12 тысяч рисунков - богатейшее наследие. Но, помимо этого, именем Рушевой решили назвать одну из школ в Москве, малую планету и перевал на Кавказе, а в столичном парке Царицыно стоит ее памятник.

Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина

1730190248.png

А.С.Пушкин. Лицеисты. Пушкин и Пущин. Н.Н. Гончарова на первом балу

1730190261.png

Маргарита». 1968. Бумага, тушь, перо, размывка.

1730190299.png

А.С. Пушкин в Одессе танцует с Амалией Ризнич.                                     Надя с сестрой Ольгой

1730190309.png

Маленький принц                                                             У. Шекспир. "Ричард III"