1652902659.jpgМинуло 100 лет, как была создана Пионерская организация, свой вековой юбилей она отметит 19 мая 2022 года, за этот срок пионерии есть чем гордиться и сегодня у нее есть продолжатели

Поступление в пионеры — один из самых узнаваемых символов СССР — пионерия стала важной вехой в жизни каждого советского школьника. Движение прекрасно сплачивало и воспитывало детей, а также прививало коммунистическую идеологию.

Пионер — всем ребятам пример!

19 мая исполняется 100 лет со дня основания пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина в Советской России. Пионеры СССР — наряду с Лениным, улыбкой Гагарина и серпом и молотом — были одним из самых узнаваемых символов СССР. Пионеры — наряду с Лениным, улыбкой Гагарина и серпом и молотом — были одним из самых узнаваемых символов СССР. Большинство россиян старше 35 лет с теплотой вспоминают дни своего пионерского детства. Статус пионера был предметом огромной гордости, выраженной в выражении: «Пионер — всем ребятам пример!»

Скаутские организации существовали еще в дореволюционной России, в начале 20 века. Идея была привезена из США. В 1917 году в скаутских объединениях состояло, всего-навсего, около 50 тысяч детей и подростков. Однако после Октябрьской революции они рассматривались новой советской властью как «враждебные остатки царской России» и были быстро распущены.

Скаутское движение отлично справлялось с работой по объединению и воспитанию детей. Молодое советское правительство это понимало и решило создать свою молодежную организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию», по словам одного из учредителей Н. К. Крупской.

Так 19 мая 1922 года было принято решение о создании пионерских дивизий по всей стране.

Целью этих пионерских дивизий было воспитание верности советских детей идеалам коммунизма и партии, выраженным в девизе: «Пионер, будь готов бороться за дело Коммунистической партии!»

Первое поколение советской молодежи имело достаточно политическое воспитание. Например, ключевым образцом для подражания для школьников в те дни был Павлик Морозов, возможно, легендарный борец с абсолютной нетерпимостью против «врагов народа», который, как говорят, дал показания против собственного отца по подозрению в уклонении от уплаты налогов. Однако политическая сторона советского воспитания со временем постепенно уменьшалась.  Пионерами в СССР были подростки 9-14 лет. Вступление в пионеры было важной вехой в жизни каждого советского школьника — поистине незабываемым событием.

1652902681.jpg

Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Посвящение пионеров во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина в Зале Победы. 1985. Источник: Александр Гращенков/РИА Новости

Многие взрослые россияне до сих пор помнят тот душераздирающий день, когда им на шею повязывали старшие товарищи красный галстук.

Все помнят: Как повяжешь галстук — береги его! он ведь с нашим знаменем цвета одного!

Обычно формальная церемония проводилась в одну из двух ключевых дат советского календаря: 22 апреля (день рождения Ленина, чье имя носила организация) или 19 мая (День пионерии). Многие взрослые россияне до сих пор помнят тот душераздирающий день, когда им на шею повязали красный галстук, после чего они были уже не «детьми Октября» (как называли младших школьников), а пионерами, куда более престижными.

Для школьников иметь пионерское звание было предметом огромной гордости, выраженной в выражении: «Пионер — всем ребятам пример!» В идеале он должен быть честным, дисциплинированным, смелым и всегда уважительно относиться к старшим и младшим — проще говоря, воплощением всех лучших человеческих качеств.

Пионерский значок, он был таким же священным опознавательным знаком пионера, как и галстук

Основным элементом летних пионерских лагерей был спорт. Особой популярностью пользовались игры «пионербол» (на основе волейбола) и зарница (военная игра). Помимо игр и спорта основное внимание уделялось общественно-полезной деятельности: дети участвовали в субботниках (субботниках, как правило, по субботам), собирали макулатуру и металлолом, помогали пожилым людям, помогали отстающим в классе одноклассникам и т.д. входили в состав добровольческих пожарных дружин.

Для пионеров было особой честью участвовать во всех ярких парадах, посвященных знаковым датам советской истории.

Пионеры не были бы такими узнаваемыми, если бы не их памятные символы, во многом заимствованные из скаутского движения. Например, вездесущий галстук. Для скаутов это имело практическое применение: этот кусок ткани можно было использовать, например, для перевязки раны или извлечения кипящего котла с едой из костра. Его цвет также различался в зависимости от различных факторов.

Однако галстук пионеров всегда был ярко-красным и служил священным символом всего движения. Красный в советской символике олицетворяет кровь, пролитую во имя революции. Треугольная форма галстука трактовалась следующим образом. Каждый угол обозначал одно из трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Ещё советские школьники нашли своим галстукам другое применение: когда пионерлагерь подходил к концу, они записывали на них имена и адреса друг друга, чтобы переписываться и поддерживать связь по возвращении домой.

Когда пионерский лагерь подходил к концу, они записывали имена и адреса друг друга на галстуках, чтобы обмениваться письмами и поддерживать связь, когда вернутся домой.

Источник: сайт Инфоурок 

P.S.  Только что Правительство РФ дало положительное заключение на законопроект о создании единой общероссийской молодежной организации. Этот проект разрабатывали все фракции Госдумы, название пока не определено. Новым движением будет заниматься Минпросвещения. Структура, в которую могут вступить дети с 6 лет, будет напоминать Пионерию.

1650571086.jpg«Эти скульптуры будут стоять на наших площадях!»

Открытием для многих стала новая выставка скульптора Елены Безбородовой «Чем люди живы»

Алексей Тимофеев

01.04.2022

Историк и политик Наталия Алексеевна Нарочницкая, востребованная в наше суровое и тревожное время, как немногие, нашла время приехать на открытие выставки в Дом Гоголя и сказать удивительно высокие слова: «В данном случае я просто русский человек, который под огромным впечатлением от великого таланта, вновь рожденного Россией, причем в век, когда нравственный нерв из произведений искусства исчезает, поскольку якобы нет разницы между добром и злом, красотой и уродством, истиной и ложью, к чему и стремится враг рода человеческого. Творчество Елены Безбородовой – это еще и вдохновляющий акт русского национального самосознания, православного сознания».

Н.А. Нарочницкая продолжила:

«Это не «Черный квадрат» Малевича, который на самом деле есть манифест безбожной эстетики. «Черный квадрат» – это же не произведение искусства, это именно философский манифест. Потому что красота богоданного мира перестает отражаться в душе человека, отринувшего Творца. Здесь это не так. И не случайно то, что именно Россия вновь родила нам такой талант. Елена – русская женщина! Русский фольклор и русская литература явили перед нами образы женщин, каких нет в других литературах, в другом фольклоре. 1650571100.jpgВ восточных сказках это красавица, которая просто как награда герою. А у нас – богатырка Синеглазка спит, как речной порог шумит. Вот Марья Моревна, прекрасная королевна, которая побеждает Ивана-царевича, достает нож булатный резать ему грудь белую. А он ей говорит: а не отложить ли тебе в сторону нож булатный, а не поцеловать ли тебе меня в уста сахарные? Я выросла на этих сказках. И Марья Моревна откладывает нож, показав, что она может все, она становится той женой, которая потом истопчет три пары железных башмаков, чтобы спасти своего мужа. И вот эти Наташи Ростовы, эти тургеневские девушки, богатырки, не богатырки – это они в годы Великой Отечественной войны выносили с поля боя раненых, жертвовали собой, показывая и несгибаемую волю, и утверждение добра… И здесь, на выставке, мы это видим.

Меня поражает также эстетика этих произведений. Это как в православном храме. В католическом, я понимаю, что те, кто их строил, были очень верующими. Зачем это отрицать? Там видна эта преданная работа. Но ты заходишь, и ты прибит, тебе страшно и тебе как-то очень грустно и печально...

А вот в православном храме ты веришь, что с Богом все возможно. Возможно преобразиться, возможно заново начать жизнь! В нашей эстетике есть этот свет! И скульптуры Елены как будто парят вверх, они, несмотря на монументальность, устремлены в небо...

Я под большим впечатлением. Это такой талант. Это не просто талант, это мощь души, духа. Мощь труда, мощь сознания, мощь веры. Здесь всё. Я знаю еще лирические произведения скульптора. Они с таким изяществом сделаны. Мощь смысла и одновременно легкость и изящество – это тоже величайшее достижение. Можно низко поклониться Елене Безбородовой и поздравить нас и Россию с тем, что не иссякнет ни русский дух, ни русский талант!

И в этот век подмен, когда красота и норма объявлены пошлостью и скукой, а пошлость, уродство, отклонение от нормы – якобы развитием к чему-то большему, искусство Елены утверждает вечность непоколебимых истин и нашу им верность».

Общее воодушевление охватило в тот день собравшихся на открытии выставки «Чем люди живы». Виделись даже слезы у кого-то на глазах… Выставка на духовную, христианскую тему нашла отклик именно в дни Великого поста, в дни внезапно наставших глобальных мировых перемен, восстания России во главе с ее лидером против «империи лжи»…

1650571107.jpg

Как давно отметил духовник скульптора протоиерей Георгий Докукин: «Елена Безбородова обладает даром восприятия божественной Любви и Света. Видение свое она претворяет в бронзу. Отсюда и светоносность образов».

Патриарх Алексий II назвал время, наступившее после 1988 года, «вторым Крещением Руси». Созданная Еленой Безбородовой именно за эти десятилетия и представленная на выставке галерея светоносных образов, бесспорно, позволяет назвать ее ведущим скульптором духовного возрождения, воцерковления России.

На выставке представлены классические работы, отражающие весь земной путь Иисуса Христа – от «Благовещения» и «Рождества» до «Снятия с креста» и «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…». Глаза Спасителя смотрят прямо нам в душу… Нас окружает здесь сонм русских святых – от игумена земли Русской Сергия Радонежского в сияющем круге из чудесных птиц и склоненного в молитвенном подвиге Серафима Саровского до вознесенной в барельефе-облаке на Романовском кресте Царской семьи и святителя Луки Крымского, не сломленного страшнейшими пытками богоборцев. Здесь и старцы последних времён – отец Николай Гурьянов, благословляющий нас с берега Псковского озера, и герой Сталинграда архимандрит Кирилл (Павлов), непобедимо вставший с автоматом и Евангелием перед нацистским бесовским нашествием.

Потрясает мощный и яркий, актуальнейший, провидчески созданный в 2019 году образ «Архангел Михаил Воевода». К нему, первому во ангелах предстоятелю, обращаем мы сегодня молитву: «Буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечеству нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых».

Произведения заслуженного художника России Елены Безбородовой находятся во многих музеях и частных собраниях, установлены в российских регионах и столицах, за рубежом – от Москвы и Санкт-Петербурга, Мордовии до Великобритании, о скульпторе немало написано, издано два альбома, но, судя по всему, должное осмысление и признание ее творчества еще впереди.

Об этом свидетельствуют раздумья и оценки выступивших на открытии выставки «Чем люди живы». Среди них – известные эксперты.

Куратор выставки, искусствовед, член ТСХ Лариса Александровна Мещерякова в пресс-релизе, который, на наш взгляд, стал не просто информационным документом, а образным и точным художественным предисловием к экспозиции, пишет:

«Выставка представляет собой экстраординарное, выдающаяся явление в контексте развития современной православной духовной скульптуры...

Елена, видимо, впитала в себя свой художественный материал, – металл, и состоялась вопреки всему! Когда она поступала в Суриковский, девушек старались не пропустить в физически тяжёлую профессию. Сдав экзамены на пятёрки, Лена оказалась единственной на курсе среди 15 юношей, и единственной студенткой профессора, зав. кафедрой скульптуры М.Ф. Бабурина, поступив «первым номером», т.е. набрав максимальный балл! После смерти Михаила Бабурина Елена Безбородова стала ученицей Льва Кербеля. Она признательна своим учителям и хранит о них добрую память… Социальные изменения проверяли на прочность, но новый формат ценностной фальш-панели в искусстве никоим образом не коснулся автора.

Никаких провокаций, заигрываний с публикой, никаких нарочитых интонаций, никаких работ на тему «сделайте нам красиво» из-под руки Елены никогда не появлялось. Елена Безбородова – кристально честный перед своим Предназначением Художник…

Свой творческий метод Елена Анатольевна определяет как «символический реализм». Жанровый диапазон Безбородовой – весь спектр пластического искусства… Выставочный зал Дома Гоголя на сей раз представил безусловно главную, магистральную «Христианскую» тему творчества скульптора...

Созданные художником образы – все – современны и навсегда своевременны. Современны для автора, – и равно для нас. «У Бога все живы» – и современен – в вечность – Андрей Первозванный, протопоп Аввакум, Артемий Веркольский, Лука Крымский, держащий перед собой предоперационные чистые руки хирурга, в которые ощутимо снисходит благодать Божия».

Открывая выставку, Л.А. Мещерякова добавила к написанному: «У каждого человека свой путь к вере. И у каждого христианина свой путь в Церковь. У Лены – такой. И ее работы – суть проповедь.

Когда у нас проходил монтаж выставки, люди заглядывали в окна, и мы пускали всех, кто хочет посмотреть. Женщина зашла, ходила, внимательно смотрела на работы. Потом остановилась напротив «Луки Крымского» и сказала: я физически чувствую – он лечит! А у меня абсолютное впечатление, что в руки Елены снисходит благодать! И с молитвой она приступает к работам».

Благословил открытие выставки протоиерей Александр Птицын, клирик храма Большое Вознесение:

«Братья и сестры, мы Елену знаем с самого начала ее творческого пути, больше тридцати лет, видели ее подвиг духовного возрастания в скульптуре. Считаю, что можно сказать именно так.

Каждая скульптура Елены – это живая скульптура! Она дышит сердцем. Смотрю сейчас на скульптуры святителей, угодников Божьих, которые окружают нас в этом зале, на Лермонтова – они нас вдохновляют! Потому что они живые.

Расскажу о незабываемом. Для Крестовоздвиженского храма на Чистом Вражке, где я тогда служил, Елена в 1995 году, было ей 33 года, сделала Распятие с предстоящими. Оно замироточило, с коленочки Спасителя шло миро. Весь храм благоухал! Мы сообщили об этом Святейшему Патриарху Алексию II.

Мы должны к Господу подходить в чистоте и правде. В молитве. И тогда Господь нас примет и нашу молитву услышит. А вот  молитву Елены Он услышал. Вот ее скульптура «Моление о Чаше». Спаситель нам показывает пример молитвы, как нам нужно молиться. Коленопреклоненно, от чистого сердца…».

Лаконичен был в своем выступлении народный художник России, почетный член Российской Академии художеств, председатель Московского областного отделения Союза художников России Сергей Михайлович Харламов: «Я знаю работы Елены очень давно. И всегда восхищался ими. Когда сегодня вижу их еще раз, какую радость они доставляют! И душевную, и духовную. Спасибо тебе за открытие такой великолепной выставки!»

К словам мужа Ольга Валентиновна Цельмер, художник, староста храма Большое Вознесение добавила: «Скажу как супруга и жительница Плющихи, где неподалеку расположен Крестовоздвиженский храм, с которого все начиналось. Хочу подчеркнуть, что обычно, когда изображают Спасителя или святых, их изображают статично. Елена – что ни образ – то сплошная динамика! Молитва – так это молитва, Спаситель – вот он несет свет. Все работы очень динамичные. Это потрясающе! Именно женщина более чутко понимает все происходящее. И так замечательно умеет выразить».

Известный фотограф, лауреат приза «Золотой глаз» конкурса «World Press Photo» Павел Павлович Кривцов, снимавший многих деятелей нашей культуры, вспомнил такую легенду:

«Как-то святой праведный Лазарь, ставший епископом после воскрешения из мертвых, проходил мимо рынка, мальчишка украл глиняный горшок у продавщицы. Она пожаловалась епископу. И он только чуть-чуть улыбнулся, он никогда не смеялся после воскрешения, и говорит: ну вот, глина украла глину.

Господь нас создал из глины. И вдохнул в нас жизнь. А Елена из глины творит свои скульптуры. И через свое чувство, через свой талант она вдыхает в эти работы духовность.

У меня также есть послание от великого композитора Георгия Васильевича Свиридова: «Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестает быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла».

Личные впечатления и глубокий анализ творчества скульптора – в выступлении директора фонда ГРАНИ, соредактора журнала «Третьяковская галерея», почетного члена Российской академии художеств Натэллы Ильиничны Войскунской:

«Именно в этом зале на совместной выставке Елена Безбородовой и ее дочери мы познакомились. Это знакомство положило начало нашей творческой дружбе.

Трудно не заметить поразительное сочетание образа скульптора с ее работами. Это сочетание – хрупкость и стержень, т.е. сильный характер. Я бы сказала, что, может быть, она идет вослед Мухиной. Пусть в Мухиной не было хрупкости, но было ощущение мощности, был стержень.

Пожалуй, Елена Безбородова и ее творчество максимально точно передают ощущение той эпохи, в которой мы живем: в эту сложную эпоху хрупкость нашей души подвержена бесчисленным испытаниям. Для верующих людей есть опора – их вера. Другой опоры у них нет. А далекие от веры пребывают в поисках опоры.

Здесь многие говорили, что каждый пришел к вере своим путем. Я могу сказать о своем пути. Был весенний день, похожий на сегодняшний, я ехала в метро. И не знаю каким образом, но я вдруг физически поняла, всем своим существом ощутила хорошо знакомый мне факт, что Христа реально распяли. Я прониклась пониманием его крестной муки. Я еще тогда не была даже крещеным человеком: просто поняла, что это было. И с тех пор для меня это стало очень важным.

Если говорить о Елене Безбородовой как о скульпторе, говорить о том, что мы видим на выставке, то невозможно отрицать очевидное: ее связь с искусством скульпторов Возрождения. Именно в их искусстве скульптуры утратили статичность, обрели особую чувственность. Именно в эпоху Возрождения, собственно говоря, и были заложены гениальные основы истинно духовной скульптуры.

Что отличает скульптурные произведения, которые мы видим на выставке? Бросается в глаза вот что: работы как бы идут навстречу зрителю, они раскрыты – жестом ли, особой ли конфигурацией, геометрией сложения фигур. Ведь подумайте: сколько мы видели за свою жизнь, например, «Пьет», сколько «Снятий с креста». И разве можно сказать, что все они были статичны? Нет, конечно. А даже самый известный сюжет у Елены – это что-то явно свое, одновременно похожее на других и не похожее. Я вам скажу, это – самое главное при разговоре о творческом человеке. А в чем заключается это «свое»? А в том, что каждый вдумчивый зритель не просто сочувствует, но и как бы содействует Сыну Человеческому: поддерживает Христа – кто слева, кто справа... Своим состраданием мы включены в момент страдания. И этим многое сказано.

Елена Безбородова – человек очень отзывчивый, особенно когда речь идет об искусстве. Она замечательным образом участвовала в большой программе Фонда ГРАНИ, которая была посвящена Моцарту. Четыре месяца наша выставка открывала Музей моды. Моцарт у Елены дирижировал роскошным пространством эпохи модерна, был абсолютно гармоничен, полностью созвучен и эпохе, и тому проекту, который мы делали вместе.

В сегодняшней экспозиции представлена работа «Лермонтов», высоко оцененная представителями фонда «Время Лермонтова…». Вот что их заинтересовало в статуе Михаила Юрьевича. Проект задуман для домика Рошке. Это сохранившийся до наших дней домик под Пятигорском. Домик в немецкой колонии: естественно, там подавали прекрасный кофе. Все заходили к Рошке пить кофе. Перед дуэлью туда заглянул Лермонтов: выпил кофе и сказал, обращаясь к хозяину: «Я скоро вернусь». А ушел навсегда...

Именно этот момент как раз запечатлен в скульптуре Елены Безбородовой. Поймите: есть маленький домик, он сейчас восстанавливается, там будет маленький музей. Мы очень надеемся, что представленная сегодня на выставке скульптура будет долго-долго одухотворять домик Рошке – точно так же, осмелюсь сказать, как и поэзия Лермонтова.

Желаю Елене больших творческих успехов! Она удивительный человек с удивительным чувством меры. Она все время работает в таких областях, где чуть-чуть пережми – и получится не то, как сейчас говорят, что-то пойдет не так... А вот у Елены все это получается, ибо соблюдена грань чувства меры, такта, ритма, формы.

И еще один момент. Первый результат нашего знакомства – это беспрецедентное издание журнала «Третьяковская галерея», посвященное 75-летию Победы. Вы сами знаете, сколь много создано картин и скульптур на тему поэтической строки «…и превратились в белых журавлей». Ведь образ бесконечно точен и с поэтической, и с изобразительной точки зрения. Редакция выбрала скульптуру Елены Безбородовой. Изображение именно этой скульптуры открывало английскую версию выпуска нашего журнала, посвященного 75-летию Победы».

Русский писатель, первый лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин, чей бюст из бронзы работы Елены Безбородовой представлен на выставке, отметил:

«Эти скульптуры исключительно православные, удивительной силы. Подходишь, например, к «Лермонтову», и сразу слышишь: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…». Мгновенно звучат стихи.

Вроде бы это не мужское дело – работа с глиной, металлом. Но вот хрупкая женщина стала основоположницей православного проявления скульптуры. Это большая радость, что у нас есть такая Елена Анатольевна! Сердечно поздравляю».

Православный публицист Мария Андреевна Мономенова размышляет:

«Ехала на выставку в Дом Гоголя, любимого писателя. 24 марта – набираю в интернете, что уже было в этот день. Гоголь, 24 марта, письмо Николаю Языкову из Франкфурта. Большое, но я подспудно понимаю, что пишет он про Лену. Речь идет о противоборствующих идеологических кланах, так или иначе, вспоминается и наше время. Гоголь рассуждает: как же так, как нам объяснить им, что мы правы, что истина на нашей стороне? Получается, что каждый самоотверженно бьется, но за свою личную правду. А нужно как-то так подойти, чтобы не свою правду раскрывать, а Божию. Он говорил о мягкой силе, хотя тогда такого понятия еще не существовала. Но Гоголь о нем уже знал.

Творчество – мягкая, но на самом деле очень серьезная сила. По Гоголю, единственная, которая способна донести Божью истину до людей, которые по тем или иным причинам пока еще далеки от Церкви.

А познакомились мы с Леной в типичных для ее характера условиях. В 2013 году в Сирии. Это была спецоперация делегации женщин из России. Кстати говоря, Лена подарила там семье президента Башара Асада свою скульптуру «Снятие с Креста».

Нам есть о чем вспомнить...».

Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств Дмитрий Анатольевич Белюкин, одноклассник Елены Безбородовой по МСХШ, перекинул мостик из прошлого в настоящее:

«Мы вместе учились как в школе, так и потом в институте. Мы прошли вместе эти стадии взросления. Тогда мы все были маленькими и счастливыми, потому что впереди, где-то очень далеко, виднелся Парнас, на котором были Микеланджело, Рафаэль, Тициан, для нас – недосягаемый уровень живописцев и скульпторов. И мы честно, бескорыстно служили искусству, горели и хотели приблизиться к той вершине. Очень мало кто эту дистанцию пробежал. Хотя бы не то что став на уровень, а приблизившись к Парнасу, сохранив вот эту честность отношения «ты и мир», «ты и искусство», «ты и Господь», который управляет тобой, подсказывает темы. Чистота темы, важность темы... Многие из наших одноклассников были еще до этого дикого арт-бизнеса сломлены просто жизнью... И мало кто сохранил вот это горение, которое, безусловно, есть у сегодняшней именинницы».

График и живописец, член Московского Союза художников Дарья Мазурина, дочь скульптора, высказала свое мнение:

«Сказано много хороших слов. И это все правда. Любые художественные произведения трогают зрителя, когда в них есть что-то понятное каждому человеку. Что-то общее.

И в целом в православной культуре таких символов очень много. Например, молитва в Гефсиманском саду, когда человек, возможно, принимает какое-то решение, которое будет для него сложным, и он его принимает не в свою пользу, а в пользу чего-то большего, чего-то более великого, ради какой-то важной идеи.

Я думаю, что эти работы будут понятны не только православным, а всем людям, вне зависимости от их религии, веры, национальности. Это общие моменты. Искусство нужно для того, чтобы люди могли объединяться, чтобы оно помогало людям жить, проходить испытания. Я вижу в искусстве такую миссию. И я очень рада, что моя мама идет этим путем. Чтобы помогать людям проживать и радостные, и печальные, сложные моменты».

Завершить репортаж об открытии выставки Елены Безбородовой можно словами Н.И. Нарочницкой, которая ответила тем, кто удивляется – почему многие из работ Елены Безбородовой существуют пока лишь в небольших рабочих моделях, хотя могли бы, при соответствующем увеличении, украшать площади наших городов, вдохновляя и радуя людей.

«Это еще и великий художник нашего времени.

Думаю, что эти скульптуры будут стоять на наших площадях! Потому что мир уже никогда не будет иным, но надо выстоять.

И вот эта система ценностей, которую нам навязали, от которой мы все время отбивались, оправдывались, она растоптана самим Западом. И зачем нам подчиняться их логике, эстетике, оправдываться, что они не так нас поняли, что мы на самом деле хорошие, в их смысле. Не нужен нам их смысл! Вот наш смысл».

Выставка Елены Безбородовой «Чем люди живы» работает до 8 мая в Доме Гоголя, Никитский бульвар, 7, среда – воскресенье с 12:00 до 20:00.

(Выставка продлится около двух месяцев, и на смену героико-духовной теме придёт «красота, молодость, сила». Скульптор пообещала, что, возможно, центральным произведением станет её большая работа «Танец с лентами»).

Данный репортаж и фото были размещены в Интернет-издании «Столетие».

P.S. Приглашаем посетить эту удивительную выставку.

Напомним, что друг нашего Клуба  Елена Анатольевна Безбородова – автор установленного 21 июня 2019 года в Вологде  памятника дважды Герою Советского Союза, прославленному летчику-истребителю, вологжанину  Александру Клубову.

1650571117.jpg

1647541955.png
1647541969.jpgГод 2022 Культурного наследия народов России

  1. Определение — что это такое
  2. Семейные, народные и другие виды традиций
  3. Для чего они нужны
  4. Семейные традиции русского народа

Многие поколения наших предков передавали своим потомкам накопленный опыт, помогая им не совершать тех же ошибок.

Но кроме пути передачи опыта «от отца к сыну», есть еще способ передачи наследия сразу всему сообществу.

Способ этот одним словом можно назвать «традиции». Это очень емкий термин, подробно о котором будет сказано ниже, но основной смысл его неизменен — передача проверенных временем установок, помогающих обществу эффективно выживать.

Определение — что это такое

В переводе с латинского языка слово «традиция» (traditio) буквально означает «передавать», то есть представляет собой действие.

В древности его использовали при передаче каких-либо материальных ценностей, например, когда выдавали дочку замуж или передавали некий предмет. Позднее к материальным предметам добавились нематериальные явления – навыки и умения.

Таким образом, традиции – это то, что передается в определенной среде (обществе, группе) и не принадлежит конкретному индивиду.

Далее, описание термина становится более конкретным. Под ним подразумевают нечто стабильное, неизменное, имеющее связь с прошлым, не нуждающееся в осмыслении.

Традиция – это то, что сложилось исторически, передается в виде совокупности культурного и социального наследия, опыта от человека к человеку, от отца к сыну.

Сюда входят такие «традиционные» составляющие:

  1. обычаи (что это?);
  2. привычки поведения;
  3. вкусы;
  4. взгляды;
  5. нормы и правила;
  6. образы действий;
  7. навыки и умения.

Чаще всего синонимом «традиции» служит «обычай». Помимо него, используют слова «наследие» и «предание». Имея в виду традицию, мы говорим «так принято, так повелось, так заведено», что означает неписаный закон, которого все придерживаются.

1647542304.png

Например, так повелось, что в канун каждого Нового года люди устанавливают дома елку и украшают ее игрушками. Также после боя курантов принято запускать праздничные салюты и дарить друг другу подарки.

Еще одним синонимом, о котором мало кто знает, является русское слово «итихаса», означающее «так и было».

Семейные, народные и другие виды традиций

Принято выделять 5 видов традиций.

Культурные традиции

Они содержат всю глубину знаний конкретной страны и государства. Это уникальные ценности, проявляющиеся в обиходе. Культурные обычаи разных стран могут сильно отличаться: что для одних норма, для другого окажется оскорблением.

Например, в некоторых восточных странах чаепитие представляет собой особую процедуру, поэтому в гостях нельзя отказаться от приглашения на чай. Хозяин дома воспримет это за неуважение и оскорбление. Русские традиции тоже содержат процесс чаепития, но мы относимся к этому проще: хочешь – пьешь, не хочешь – не пьешь, и никто не посчитает твой отказ посягательством на личное достоинство.

Поэтому, если вы собираетесь посетить экзотические страны, заранее хотя бы поверхностно ознакомьтесь с их культурным наследием, дабы не попасть в неловкую ситуацию.

Народные

Они являются элементом культурных. Сюда входят правила и нормы поведения, обычаи, обряды и различные процедуры, отражающие сознание конкретного народа и позволяющие идентифицировать других людей, разделяя их на «свой» и «чужой».

1647541980.jpg

Они проявляются в речи, одежде, мировоззрении (что это такое?) и психологии человека. Например, каждая нация имеет свой народный костюм, отличающий ее от других народов мира.

Семейные традиции

Это устои и ритуалы, постоянно повторяющиеся в конкретной семье. Например, у нас принято в последний день недели всей семьей выезжать в город и развлекаться: ходить в парк, кино, кафе, по магазинам – куда угодно, лишь бы вместе.

То есть наша традиция – совместный отдых по воскресениям. В другой ячейке общества в этот день лепят пельмени или читают стихи.

А третье семейство ходит по гостям или подводят итоги прошедшей недели. Семейные традиции складываются стихийно (один придумал, все подхватили) и также передаются от старшего поколения к младшему.

Религиозные

Они организуют передачу способов поклонения Богу, общения с ним. Каждая религия бережно хранит свои устои. Например, христианство призывает к молитвам, исповеди, посещению церкви и почитанию «святых» праздников.

Восточные течения помимо выше описанного регламентируют работу с физической оболочкой и душой в виде йоги, медитаций, имеющих своей целью достижение светлого уровня сознания (высшей степени связи с Ним).

Религиозные обычаи также меняются во времени: когда-то дикие люди танцевали вокруг костра ритуальные танцы, чтобы вызвать дождь и другие явления природы. Сейчас эта идея кажется смешной и глупой, но в то время в нее свято верили и воспроизводили– также как мы в современном мире ежегодно стучим друг об друга пасхальными яйцами.

Социальные традиции

Это общественные устои, нормы и правила взаимодействия, передающиеся по наследству от предков. Каждое последующее поколение, получая в свое распоряжение готовый опыт «старших», вольно выбирать, что оттуда сохранить, а что обесценить за ненадобностью.

В связи с этим принято различать позитивное и негативное наследие. Пример первого – это создание семьи и продолжение рода, второго – обесценивание женщины, как второсортного члена общества.

Для чего нужны традиции

Традиции не возникают просто так: появляются в момент, когда в них есть нужда. Они могут видоизменяться параллельно с человеческим сознанием и потребностями людей, исчезать и рождаться заново в новом обличии.

1647541990.jpg

И так как у всего существует свой персональный смысл, у традиций он тоже есть и отражается в двух функциях:

  1. Стабилизация отношений в обществе с помощью воздействия на духовный мир человека посредством моральных норм и правил. Примером может служить традиция русского народа в виде празднования 9 мая: уже больше 60 лет люди ежегодно празднуют Великую победу над фашизмом. Учебники по истории в подробностях рассказывают школьникам о той войне, взывая к гордости за тех, кто в ней участвовал.

    В последние годы традиция празднования изменилась: теперь помимо возложения цветов на мемориалы, люди объединяются и устраивают шествие по главным улицам с портретами предков, участвовавших в Великой Отечественной войне. В этот день дух патриотизма силен как никогда: он объединяет жителей всей России (и не только), сплачивает их общим событием прошлых лет.

  2. Обеспечение передачи таких отношений потомкам, тем самым поддерживая связь между поколениями. Для объяснения этой функции вновь вернемся к празднованию победы 9 мая. Это дата была одинаково почитаема 50, 30, 10 лет назад, является таковой в настоящее время и будет праздноваться еще долгие годы.

    Так было, есть и будет, благодаря тому что мы бережно храним память о павших солдатах и уважение к их подвигам: передаем воспоминания о войне и чувство благодарности за мир из поколения в поколение.

Таким образом, рассматривая вопрос «что такое традиции», можно сказать, что это преемственность накопленного опыта предков, необходимого нам для более эффективной жизнедеятельности и позволяющего делать меньше ошибок.

Обычаи поддерживают невидимую связь эпох через сохранение и передачу модели общественных отношений и духовных качеств.

Семейные традиции русского народа

Традиции и обычаи русского народа с древности чтили и оберегали люди всех слоев и статусов. Нельзя сказать то же самое про представителей современного общества: многие предания обесценились и канули в лету. Некоторые из них просто игнорируются в связи с проникновением в нашу страну западных элементов культуры и сменой морально-нравственных ценностей.

1647541998.jpg

И все же давайте вспомним и перечислим некоторые примеры семейных традиций, которые русские люди когда-то чтили или чтят до сих пор:

  1. бережное хранение памяти о своих предках. Каждая семья имела обычай знать всю свою родню вплоть до десятого колена. Для этого составлялось генеалогическое дерево, куда вносились имена и фамилии всех родственников, их звания и титулы. С появлением фотоаппаратов стали заводить фотоальбомы, хранящие изображения дедов и прадедов;
  2. уважение к старшим. В отличие от Европы, в России до сих пор дети ухаживают за родителями до самой смерти. Редко кто осмеливается сдать своих стариков в дом престарелых, а если это происходит, то «смельчак» сталкивается с осуждающими взглядами близких людей. После смерти родителей мы до конца своей жизни ухаживаем за их могилами, вспоминаем в их день рождения и поминаем в день смерти;
  3. также русским обычаем является присвоение детям отцовского отчества (на западе отчество может быть каким угодно). Таким образом, проявляется уважение к мужчине, отцу семейства;
  4. передача семейных материальных ценностей по наследству: среди них могут быть как драгоценности, так и свадебное платье, столовое серебро или дорогая сердцу картонная шкатулка. Это реликвии, которые имеют значимость в конкретной семье;
  5. 1647542006.jpgутерянной семейной традицией является сохранение профессиональной династии. Например, ранее если человек был плотником или врачом, его сыновья и внуки шли по его стопам, передавая друг другу секреты мастерства. В данный период такое явление тоже существует, но, скорее, в виде исключения, нежели правила.

Необходимо хранить свои семейные традиции: знать свой род, своих предков, ведь именно они делают нас кем-то, придают значение нашей фамилии и смысл существованию.

  Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог),

  Сайт:  KtoNaNovenkogo.ru

 

1649573469.jpgВашему вниманию предлагается один из рассказов забайкальского подвижника Виктора Ивановича Лошакова  из его трилогии «Записки горного отшельника»

 

Вася

Он сидел на берегу Байкала против длинных удилищ и обреченно смотрел на мертвые поплавки. Сухой, седоволосый, высокий дед. Я подошел. -Что, отец, не клюет? - Нет, не клюет, - ответил он, вскинув на меня белесые, словно выцветшие глаза. И по акценту и по виду его я понял, что передо мной иностранец.

-Откуда вы? - спросил я, подсаживаясь к нему. - Я немец, - ответил он. - О-о-о, там, наверное, рыбалка получше, чем у нас, там клюет, - сказал я. Немец опять вскинул на меня глаза и усмехнулся. -Там рыбалка не та, и рыба не такая, - сказал он. - Отчего же? - Там слишком много посредников между тобой и рыбой: удочки - пожалуйста, какие хочешь. И червяка могут насадить, и даже рыбу на крючок подвесят, какую хочешь. Там на каждой рыбе бирка: сколько сантиметров, какой вес и сколько стоит. Там ты несвободен. Все регламентировано.

1649573482.jpg

Здесь, в России, я могу спокойно поставить палатку на берегу Байкала или в лесу, и никто не придет и не заявит: этой мой берег, мой лес, убирайся! Здесь я чувствую себя свободным. Я напитываюсь этой свободой. Я не чувствую здесь себя кроликом, загнанным нашей хищной системой в угол. У нас там нет выбора. Здесь - пожалуйста. Вы, русские, просто не цените то, что имеете, и потому пытаетесь жить так, как на Западе. Вы просто не знаете, к чему стремитесь. Вы не жили там, и вам не с чем сравнить. Все те ценности и блага, которые пропагандирует Запад, это красивая реклама, обещающая рай, но не обольщайтесь. За этой красивой вывеской скрывается ад. Здесь вот: я и Байкал, я и рыба. Захочет - клюнет. Если поймаю, то в моей воле отпустить ее или сварить из нее уху. Я свободен в поступках. Услышать такой от иностранца было для меня полной неожиданностью.

 - И часто вы бываете в России? - спросил я. -Я люблю Россию, - сказал немец. - Мне приятно слышать это от вас, - сказал я, - но одно непонятно: обычно все ругают Россию, считая ее дикой страной. - Я много путешествовал, - сказал немец, - объездил большую часть мира, но нигде такого народа, как в России, не встречал. Вы особый народ, у вас другая душа, другая энергетика. У вас другой, особый дух. Я напитываюсь им, когда бываю в России, и мне хватает этой зарядки на год, иногда больше. - Тогда почему бы вам совсем не переехать в Россию? - Я немец, я по духу немец, потому что воспитывался в той среде. Я никогда не стану русским, сколько бы здесь ни жил. Это нужно родиться здесь, жить и воспитываться в этой среде.

 -Да, убедительно, - сказал я, - вы, наверное, профессор философии? - Нет, я инженер-механик. Когда-то давным-давно, когда вас еще на свете не было, будучи студентом, я приезжал в Россию. Мы дружили с русскими студентами. Отсюда и русский язык я выучил. Но связывает меня с Россией не это, а война. Я воевал против вас. Был солдатом вермахта. И тогда я впервые узнал, кто такие русские. Он замолчал и посмотрел на меня выжидающе. Но я промолчал. Однажды наша резервная часть зашла в русский городок, который был разрушен нашей артиллерией и авиацией полностью, продолжил он. От домов и зданий торчали остовы. Все взрослое население городка или сбежало, или было убито. Городок казался мертвым. Мы стояли здесь неделю, и за это время я не видел ни одного гражданского человека.

Как-то при дележе мне не хватило продовольственного пайка, и я пошел на склад, чтобы получить его. Иду мимо развалин и вдруг вижу, на глыбе из-под фундамента сидит парнишка лет 10–11 в телогрейке, в суконных штанах, на ногах кирзовые сапоги. А у меня всегда при себе была шоколадка - на всякий случай. - Эй, мальчик, - позвал я, - иди сюда, на шоколадку. Он посмотрел на меня ненавидящим взглядом и не тронулся с места. «Не возьмет, —понял, - умрет, а не возьмет». Тогда я сам подошел к нему и положил шоколадку возле него на камень. Через некоторое время возвращаюсь назад с пайком и вижу такую картину: вокруг паренька собрались семеро малышей от трех до пяти лет, не больше. И он делит им эту шоколадку. Увидев меня, малыши насторожились.

- Не бойтесь, - успокоил их паренек, - это добрый немец. Разделил, а себе, я вижу, не взял ни крошки.

-Что же ты себе-то не отломил? - спросил я. - Я не хочу, - ответил он. - Но ты же голоден, я вижу: кожа, глаза да кости остались. - Я не могу есть, пока они голодные, - сказал он. - Они еще очень маленькие и всегда хотят есть. А я потерплю, пока наши не придут. Что-то всколыхнулось у меня в груди. Я снял свой ранец и вытряхнул все содержимое перед парнишкой. И увидел, как он побледнел. - Вас как звать, - спросил он. - Курт. - А меня Вася. Спасибо, дядя Курт. Детишки ошалело смотрели на кучу продуктов, и я думал, что они вот-вот бросятся на них и начнут запихивать себе в голодные рты хлеб, колбасу, шоколад. Но они стояли молча, глядя на продукты, на Васю, на меня. Наконец Вася достал из-за пазухи тряпицу, разостлал ее на камне, вынул из кармана штанов складнишок, взял булку хлеба, разрезал ее на ломтики по количеству детишек. Потом взял кусок колбасы и сделал то же самое. Ребятишки стали подходить к нему и он раздавал им хлеб и колбасу. - А себе, Вася, почему ты себе кусочек не оставил? - удивился я. - Я потерплю, - сказал Вася, - я не могу есть, пока они голодные.

- Но ты же умрешь так с голоду. - Я не умру, я обязательно дождусь своих. И им не дам умереть, - сказал он, кивая на детей. Я ожидал, что эти изголодавшиеся крохи мигом проглотят свои кусочки. Но то, что я увидел, потрясло меня. Они откусывали по маленькому-маленькому кусочку хлеба с колбасой и долго-долго жевали. Видимо, так учил их Вася. А одна малышка, съев примерно половину своего пайка, подошла к Васе. - На, Вася, ешь, я наелась, больше не хочу. Слезы сами собой покатились из моих глаз. Я побежал оттуда, чтобы дети не видели, как я плачу.

1649573492.jpg

Я увидел, как из выцветших глаз старика потекли слезы. Он достал из куртки платок и стал вытирать их, пытаясь улыбнуться мне. - Вот видите, как глубоко сидит, - показал он на грудь, -не могу вспоминать без слез. Будь проклята любая война, и пусть будут прокляты вовеки те, кто развязывает войны, кто сеет вражду и ненависть между нами.

Курт вытер слезы, высморкался в платок и успокоился. - С тех пор я стал собирать кусочки хлеба, колбасы, любые остатки пищи и носить их Васе. Мои товарищи смеялись надо мной. Они знали, что я очень любил собак. «Русских собак кормишь?» Если бы они знали, каких «собак» кормлю, меня бы, наверное, расстреляли, а их бы отправили в Германию или в концентрационный лагерь. Когда наша часть стала отступать из города, я забежал к Васе попрощаться. Вместо семи я увидел пятнадцать малышек. Где только он их отыскал? Они сидели в подвале и что-то хлебали жидкое из алюминиевых чашек. Видимо, Вася умудрялся им что-то из чего-то варить. Я отдал ему накопленные продукты и обнял на прощанье. Он не сопротивлялся. - Вася, как бы я хотел, чтобы у меня был такой сын, - сказал я ему. - Дядя Курт, а вы приезжайте к нам в гости, когда кончится война и мы победим, - сказал он. И вдруг я почувствовал, как кто-то тихо дергает меня за штаны. Я увидел у своих ног ту малышку, что предлагала Васе свой кусок хлеба. - Дядя Курт, возьмите подарок, - пролепетала она. И протянула мне вот эту куклу. Видимо, самое дорогое, что у нее было. Вот она.

Курт расстегнул куртку и достал из внутреннего кармана против сердца маленькую тряпичную куколку, в какие играли еще наши бабушки и прабабушки. Я протянул руку, чтобы взять ее и рассмотреть поближе. Но Курт горячо запротестовал: - Нет, нет, нет, я никому ее в руки не даю, никому. К ней прикасались только руки той девочки и мои. Это моя святыня, мой оберег, моя память. Она постоянно со мной. Я даже спать ложусь с этой куклой. Когда я беру ее в руки, то вижу глаза этой девочки: большие, голубые. И я вижу, что это не человек - это ангел во плоти. - И что, вы приезжали в этот городок, пытались найти Васю? - спросил я. - Да, пытался, но у кого бы я ни спрашивал - никто не знал ни про Васю, ни про ребятишек. Видно, пришли после нас русские, определили малышей по детдомам. А Васю скорее всего в госпиталь. Я надеюсь, что он все-таки выжил. И куда его увезли, одному Богу известно. А о том, что он спас пятнадцать детей, Вася, видимо, никому не рассказывал.

К тому же в вашей стране это, наверное, не такой уж исключительный случай. Если бы Гитлер был знаком хотя бы с одним таким парнишкой, как Вася, он бы никогда не пошел воевать против России. Народ, у которого такие дети, победить нельзя. - А как вам нравится Россия после перестройки? - спросил я. -Совсем не нравится, - сказал Курт.- Вы становитесь похожими на нас: такими же расчетливыми, рациональными. Бабушка, которая раньше могла усадить за хлебосольный стол и истопить баньку запросто так, от души, теперь считает каждое полено. И если ты иностранец, то тебя пытаются ободрать как липку. Теперь, чтобы напитаться вашим духом, я еду все дальше и дальше от центра, в глубинку. Здесь еще жив русский дух. Плыву я, например, на катере по Байкалу, дарю матросу значок с видом моего города, а он мне взамен снимает с рук позолоченные часы и дарит на память. Наши, европейцы, так бы никогда не сделали, а русские могут. В трамваях, автобусах, такси мне место уступают молодые люди, и я искренне рад этому.

Русский народ - особый народ. Нельзя его подминать под рынок и тем более пытаться уничтожить, как это огласила однажды госпожа Тэтчер. Русский народ - это душа мира, это совесть мира, это дух мира. Уничтожь Россию и мир рухнет. Слова немца тронули меня до глубины души. Я встал, он тоже поднялся, и мы крепко обняли друг друга. -Спасибо тебе, отец, за душевные слова про нас, за детей, за Васю спасибо. Старик опять прослезился. -Ну вот, подпитал и ты меня духом своим, - сказал он, вытирая слезы. - Теперь год-два еще протяну. Мне уже скоро девяносто стукнет. Всем говорю, что мне за семьдесят. И люди верят. А я уже дни считаю. Все надеялся Васю встретить. Каким он стал? Как сложилась его судьба? Не довелось. Теперь только там, - он показал на небо. - Я стал часто видеть его во сне. И почему-то таким же мальчишкой, каким я видел его в последний раз. - Долгих лет жизни тебе, отец. - сказал я. И отвернувшись, быстро пошел вдоль байкальского берега. Я не хотел, чтобы этот человек видел мои слезы. Русские не любят, когда их слезы видят другие.

Лошаков В.И. Записки горного отшельника. ч.2

Источник: https://fishki.net/3731005-vasja.html? © Fishki.net

1647167260.jpgПриближается 38-я годовщина. 4 апреля 1984 года при испытании опытного истребителя МиГ-31 вместе со  штурманом-испытателем Валерием Зайцевым трагически оборвалась жизнь лучшего в мире лётчика второй половины XX века, Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии, Заслуженного летчика-испытателя, Заслуженного тренера по авиационным видам спорта, награждённого золотой медалью Международной авиационной федерации, генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова. Ему принадлежат 18 мировых рекордов, из них три - абсолютных. Он испытывал, начиная с первого полета и до принятия на вооружение самолеты МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-29. В АНПК "МиГ" прошел путь от рядового до ведущего летчика-испытателя. Александр Федотов оставил нам в наследство не только лучшие в мире истребители, но и немногочисленные, скупые записи в своём дневнике. Публикуем некоторые из них, заимствованные из еженедельника «Аргументы недели» № 7 (802).

Правила Федотова

Это правила, основанные на огромном опыте лётчика-испытателя, способностях находить оптимальные решения, добиваться гармонии между возможностями и поступками. В итоге они сложились в целостную теорию поведения человека в экстремальной обстановке. Её постулаты просты и логичны. Вот некоторые из них:

- Не принимай решений и не совершай поступков сгоряча.

- Не пытайся под влиянием эмоций совершить то, что совершают другие. Будь всегда самим собой. Если лихач по натуре – будь им. Но если ты человек иного склада, не делай того, что тебе не свойственно, - «обрубишься».

- Если невезение и неудачи преследуют тебя – затаись, притихни. Скажем, пропусти один день, не ходи на работу. Расслабься, переключись, пережди. Невезуха отступит.

- Если что-то вдруг случилось непредвиденное, и ты сразу не понял, что произошло, - не дёргайся. Самое страшное – растерянно метаться. Напрягись, замри. Хуже не становится – уже хорошо. Держи этот режим. Всё тихо – осторожно двигайся влево, вправо. Найди, отчего меняется ситуация. Вот тут появится понимание обстановки и необходимое решение.

- Если ты уже принял решение, не меняй его. Действуй в соответствии с ним. Оно может быть интуитивным, но первое решение, как правило, всегда верное. Страшно в последний момент его отменить – попадешь в зону дефицита времени и возможностей.

- Надо стараться предугадывать события. Тогда ты всегда будешь готов к действию…