Вашему вниманию предлагается один из рассказов забайкальского подвижника Виктора Ивановича Лошакова из его трилогии «Записки горного отшельника»
Вася
Он сидел на берегу Байкала против длинных удилищ и обреченно смотрел на мертвые поплавки. Сухой, седоволосый, высокий дед. Я подошел. -Что, отец, не клюет? - Нет, не клюет, - ответил он, вскинув на меня белесые, словно выцветшие глаза. И по акценту и по виду его я понял, что передо мной иностранец.
-Откуда вы? - спросил я, подсаживаясь к нему. - Я немец, - ответил он. - О-о-о, там, наверное, рыбалка получше, чем у нас, там клюет, - сказал я. Немец опять вскинул на меня глаза и усмехнулся. -Там рыбалка не та, и рыба не такая, - сказал он. - Отчего же? - Там слишком много посредников между тобой и рыбой: удочки - пожалуйста, какие хочешь. И червяка могут насадить, и даже рыбу на крючок подвесят, какую хочешь. Там на каждой рыбе бирка: сколько сантиметров, какой вес и сколько стоит. Там ты несвободен. Все регламентировано.
Здесь, в России, я могу спокойно поставить палатку на берегу Байкала или в лесу, и никто не придет и не заявит: этой мой берег, мой лес, убирайся! Здесь я чувствую себя свободным. Я напитываюсь этой свободой. Я не чувствую здесь себя кроликом, загнанным нашей хищной системой в угол. У нас там нет выбора. Здесь - пожалуйста. Вы, русские, просто не цените то, что имеете, и потому пытаетесь жить так, как на Западе. Вы просто не знаете, к чему стремитесь. Вы не жили там, и вам не с чем сравнить. Все те ценности и блага, которые пропагандирует Запад, это красивая реклама, обещающая рай, но не обольщайтесь. За этой красивой вывеской скрывается ад. Здесь вот: я и Байкал, я и рыба. Захочет - клюнет. Если поймаю, то в моей воле отпустить ее или сварить из нее уху. Я свободен в поступках. Услышать такой от иностранца было для меня полной неожиданностью.
- И часто вы бываете в России? - спросил я. -Я люблю Россию, - сказал немец. - Мне приятно слышать это от вас, - сказал я, - но одно непонятно: обычно все ругают Россию, считая ее дикой страной. - Я много путешествовал, - сказал немец, - объездил большую часть мира, но нигде такого народа, как в России, не встречал. Вы особый народ, у вас другая душа, другая энергетика. У вас другой, особый дух. Я напитываюсь им, когда бываю в России, и мне хватает этой зарядки на год, иногда больше. - Тогда почему бы вам совсем не переехать в Россию? - Я немец, я по духу немец, потому что воспитывался в той среде. Я никогда не стану русским, сколько бы здесь ни жил. Это нужно родиться здесь, жить и воспитываться в этой среде.
-Да, убедительно, - сказал я, - вы, наверное, профессор философии? - Нет, я инженер-механик. Когда-то давным-давно, когда вас еще на свете не было, будучи студентом, я приезжал в Россию. Мы дружили с русскими студентами. Отсюда и русский язык я выучил. Но связывает меня с Россией не это, а война. Я воевал против вас. Был солдатом вермахта. И тогда я впервые узнал, кто такие русские. Он замолчал и посмотрел на меня выжидающе. Но я промолчал. Однажды наша резервная часть зашла в русский городок, который был разрушен нашей артиллерией и авиацией полностью, продолжил он. От домов и зданий торчали остовы. Все взрослое население городка или сбежало, или было убито. Городок казался мертвым. Мы стояли здесь неделю, и за это время я не видел ни одного гражданского человека.
Как-то при дележе мне не хватило продовольственного пайка, и я пошел на склад, чтобы получить его. Иду мимо развалин и вдруг вижу, на глыбе из-под фундамента сидит парнишка лет 10–11 в телогрейке, в суконных штанах, на ногах кирзовые сапоги. А у меня всегда при себе была шоколадка - на всякий случай. - Эй, мальчик, - позвал я, - иди сюда, на шоколадку. Он посмотрел на меня ненавидящим взглядом и не тронулся с места. «Не возьмет, —понял, - умрет, а не возьмет». Тогда я сам подошел к нему и положил шоколадку возле него на камень. Через некоторое время возвращаюсь назад с пайком и вижу такую картину: вокруг паренька собрались семеро малышей от трех до пяти лет, не больше. И он делит им эту шоколадку. Увидев меня, малыши насторожились.
- Не бойтесь, - успокоил их паренек, - это добрый немец. Разделил, а себе, я вижу, не взял ни крошки.
-Что же ты себе-то не отломил? - спросил я. - Я не хочу, - ответил он. - Но ты же голоден, я вижу: кожа, глаза да кости остались. - Я не могу есть, пока они голодные, - сказал он. - Они еще очень маленькие и всегда хотят есть. А я потерплю, пока наши не придут. Что-то всколыхнулось у меня в груди. Я снял свой ранец и вытряхнул все содержимое перед парнишкой. И увидел, как он побледнел. - Вас как звать, - спросил он. - Курт. - А меня Вася. Спасибо, дядя Курт. Детишки ошалело смотрели на кучу продуктов, и я думал, что они вот-вот бросятся на них и начнут запихивать себе в голодные рты хлеб, колбасу, шоколад. Но они стояли молча, глядя на продукты, на Васю, на меня. Наконец Вася достал из-за пазухи тряпицу, разостлал ее на камне, вынул из кармана штанов складнишок, взял булку хлеба, разрезал ее на ломтики по количеству детишек. Потом взял кусок колбасы и сделал то же самое. Ребятишки стали подходить к нему и он раздавал им хлеб и колбасу. - А себе, Вася, почему ты себе кусочек не оставил? - удивился я. - Я потерплю, - сказал Вася, - я не могу есть, пока они голодные.
- Но ты же умрешь так с голоду. - Я не умру, я обязательно дождусь своих. И им не дам умереть, - сказал он, кивая на детей. Я ожидал, что эти изголодавшиеся крохи мигом проглотят свои кусочки. Но то, что я увидел, потрясло меня. Они откусывали по маленькому-маленькому кусочку хлеба с колбасой и долго-долго жевали. Видимо, так учил их Вася. А одна малышка, съев примерно половину своего пайка, подошла к Васе. - На, Вася, ешь, я наелась, больше не хочу. Слезы сами собой покатились из моих глаз. Я побежал оттуда, чтобы дети не видели, как я плачу.
Я увидел, как из выцветших глаз старика потекли слезы. Он достал из куртки платок и стал вытирать их, пытаясь улыбнуться мне. - Вот видите, как глубоко сидит, - показал он на грудь, -не могу вспоминать без слез. Будь проклята любая война, и пусть будут прокляты вовеки те, кто развязывает войны, кто сеет вражду и ненависть между нами.
Курт вытер слезы, высморкался в платок и успокоился. - С тех пор я стал собирать кусочки хлеба, колбасы, любые остатки пищи и носить их Васе. Мои товарищи смеялись надо мной. Они знали, что я очень любил собак. «Русских собак кормишь?» Если бы они знали, каких «собак» кормлю, меня бы, наверное, расстреляли, а их бы отправили в Германию или в концентрационный лагерь. Когда наша часть стала отступать из города, я забежал к Васе попрощаться. Вместо семи я увидел пятнадцать малышек. Где только он их отыскал? Они сидели в подвале и что-то хлебали жидкое из алюминиевых чашек. Видимо, Вася умудрялся им что-то из чего-то варить. Я отдал ему накопленные продукты и обнял на прощанье. Он не сопротивлялся. - Вася, как бы я хотел, чтобы у меня был такой сын, - сказал я ему. - Дядя Курт, а вы приезжайте к нам в гости, когда кончится война и мы победим, - сказал он. И вдруг я почувствовал, как кто-то тихо дергает меня за штаны. Я увидел у своих ног ту малышку, что предлагала Васе свой кусок хлеба. - Дядя Курт, возьмите подарок, - пролепетала она. И протянула мне вот эту куклу. Видимо, самое дорогое, что у нее было. Вот она.
Курт расстегнул куртку и достал из внутреннего кармана против сердца маленькую тряпичную куколку, в какие играли еще наши бабушки и прабабушки. Я протянул руку, чтобы взять ее и рассмотреть поближе. Но Курт горячо запротестовал: - Нет, нет, нет, я никому ее в руки не даю, никому. К ней прикасались только руки той девочки и мои. Это моя святыня, мой оберег, моя память. Она постоянно со мной. Я даже спать ложусь с этой куклой. Когда я беру ее в руки, то вижу глаза этой девочки: большие, голубые. И я вижу, что это не человек - это ангел во плоти. - И что, вы приезжали в этот городок, пытались найти Васю? - спросил я. - Да, пытался, но у кого бы я ни спрашивал - никто не знал ни про Васю, ни про ребятишек. Видно, пришли после нас русские, определили малышей по детдомам. А Васю скорее всего в госпиталь. Я надеюсь, что он все-таки выжил. И куда его увезли, одному Богу известно. А о том, что он спас пятнадцать детей, Вася, видимо, никому не рассказывал.
К тому же в вашей стране это, наверное, не такой уж исключительный случай. Если бы Гитлер был знаком хотя бы с одним таким парнишкой, как Вася, он бы никогда не пошел воевать против России. Народ, у которого такие дети, победить нельзя. - А как вам нравится Россия после перестройки? - спросил я. -Совсем не нравится, - сказал Курт.- Вы становитесь похожими на нас: такими же расчетливыми, рациональными. Бабушка, которая раньше могла усадить за хлебосольный стол и истопить баньку запросто так, от души, теперь считает каждое полено. И если ты иностранец, то тебя пытаются ободрать как липку. Теперь, чтобы напитаться вашим духом, я еду все дальше и дальше от центра, в глубинку. Здесь еще жив русский дух. Плыву я, например, на катере по Байкалу, дарю матросу значок с видом моего города, а он мне взамен снимает с рук позолоченные часы и дарит на память. Наши, европейцы, так бы никогда не сделали, а русские могут. В трамваях, автобусах, такси мне место уступают молодые люди, и я искренне рад этому.
Русский народ - особый народ. Нельзя его подминать под рынок и тем более пытаться уничтожить, как это огласила однажды госпожа Тэтчер. Русский народ - это душа мира, это совесть мира, это дух мира. Уничтожь Россию и мир рухнет. Слова немца тронули меня до глубины души. Я встал, он тоже поднялся, и мы крепко обняли друг друга. -Спасибо тебе, отец, за душевные слова про нас, за детей, за Васю спасибо. Старик опять прослезился. -Ну вот, подпитал и ты меня духом своим, - сказал он, вытирая слезы. - Теперь год-два еще протяну. Мне уже скоро девяносто стукнет. Всем говорю, что мне за семьдесят. И люди верят. А я уже дни считаю. Все надеялся Васю встретить. Каким он стал? Как сложилась его судьба? Не довелось. Теперь только там, - он показал на небо. - Я стал часто видеть его во сне. И почему-то таким же мальчишкой, каким я видел его в последний раз. - Долгих лет жизни тебе, отец. - сказал я. И отвернувшись, быстро пошел вдоль байкальского берега. Я не хотел, чтобы этот человек видел мои слезы. Русские не любят, когда их слезы видят другие.
Лошаков В.И. Записки горного отшельника. ч.2
Источник: https://fishki.net/3731005-vasja.html? © Fishki.net
Год 2022 Культурного наследия народов России
- Определение — что это такое
- Семейные, народные и другие виды традиций
- Для чего они нужны
- Семейные традиции русского народа
Многие поколения наших предков передавали своим потомкам накопленный опыт, помогая им не совершать тех же ошибок.
Но кроме пути передачи опыта «от отца к сыну», есть еще способ передачи наследия сразу всему сообществу.
Способ этот одним словом можно назвать «традиции». Это очень емкий термин, подробно о котором будет сказано ниже, но основной смысл его неизменен — передача проверенных временем установок, помогающих обществу эффективно выживать.
Определение — что это такое
В переводе с латинского языка слово «традиция» (traditio) буквально означает «передавать», то есть представляет собой действие.
В древности его использовали при передаче каких-либо материальных ценностей, например, когда выдавали дочку замуж или передавали некий предмет. Позднее к материальным предметам добавились нематериальные явления – навыки и умения.
Таким образом, традиции – это то, что передается в определенной среде (обществе, группе) и не принадлежит конкретному индивиду.
Далее, описание термина становится более конкретным. Под ним подразумевают нечто стабильное, неизменное, имеющее связь с прошлым, не нуждающееся в осмыслении.
Традиция – это то, что сложилось исторически, передается в виде совокупности культурного и социального наследия, опыта от человека к человеку, от отца к сыну.
Сюда входят такие «традиционные» составляющие:
- обычаи (что это?);
- привычки поведения;
- вкусы;
- взгляды;
- нормы и правила;
- образы действий;
- навыки и умения.
Чаще всего синонимом «традиции» служит «обычай». Помимо него, используют слова «наследие» и «предание». Имея в виду традицию, мы говорим «так принято, так повелось, так заведено», что означает неписаный закон, которого все придерживаются.
Например, так повелось, что в канун каждого Нового года люди устанавливают дома елку и украшают ее игрушками. Также после боя курантов принято запускать праздничные салюты и дарить друг другу подарки.
Еще одним синонимом, о котором мало кто знает, является русское слово «итихаса», означающее «так и было».
Семейные, народные и другие виды традиций
Принято выделять 5 видов традиций.
Культурные традиции
Они содержат всю глубину знаний конкретной страны и государства. Это уникальные ценности, проявляющиеся в обиходе. Культурные обычаи разных стран могут сильно отличаться: что для одних норма, для другого окажется оскорблением.
Например, в некоторых восточных странах чаепитие представляет собой особую процедуру, поэтому в гостях нельзя отказаться от приглашения на чай. Хозяин дома воспримет это за неуважение и оскорбление. Русские традиции тоже содержат процесс чаепития, но мы относимся к этому проще: хочешь – пьешь, не хочешь – не пьешь, и никто не посчитает твой отказ посягательством на личное достоинство.
Поэтому, если вы собираетесь посетить экзотические страны, заранее хотя бы поверхностно ознакомьтесь с их культурным наследием, дабы не попасть в неловкую ситуацию.
Народные
Они являются элементом культурных. Сюда входят правила и нормы поведения, обычаи, обряды и различные процедуры, отражающие сознание конкретного народа и позволяющие идентифицировать других людей, разделяя их на «свой» и «чужой».
Они проявляются в речи, одежде, мировоззрении (что это такое?) и психологии человека. Например, каждая нация имеет свой народный костюм, отличающий ее от других народов мира.
Семейные традиции
Это устои и ритуалы, постоянно повторяющиеся в конкретной семье. Например, у нас принято в последний день недели всей семьей выезжать в город и развлекаться: ходить в парк, кино, кафе, по магазинам – куда угодно, лишь бы вместе.
То есть наша традиция – совместный отдых по воскресениям. В другой ячейке общества в этот день лепят пельмени или читают стихи.
А третье семейство ходит по гостям или подводят итоги прошедшей недели. Семейные традиции складываются стихийно (один придумал, все подхватили) и также передаются от старшего поколения к младшему.
Религиозные
Они организуют передачу способов поклонения Богу, общения с ним. Каждая религия бережно хранит свои устои. Например, христианство призывает к молитвам, исповеди, посещению церкви и почитанию «святых» праздников.
Восточные течения помимо выше описанного регламентируют работу с физической оболочкой и душой в виде йоги, медитаций, имеющих своей целью достижение светлого уровня сознания (высшей степени связи с Ним).
Религиозные обычаи также меняются во времени: когда-то дикие люди танцевали вокруг костра ритуальные танцы, чтобы вызвать дождь и другие явления природы. Сейчас эта идея кажется смешной и глупой, но в то время в нее свято верили и воспроизводили– также как мы в современном мире ежегодно стучим друг об друга пасхальными яйцами.
Социальные традиции
Это общественные устои, нормы и правила взаимодействия, передающиеся по наследству от предков. Каждое последующее поколение, получая в свое распоряжение готовый опыт «старших», вольно выбирать, что оттуда сохранить, а что обесценить за ненадобностью.
В связи с этим принято различать позитивное и негативное наследие. Пример первого – это создание семьи и продолжение рода, второго – обесценивание женщины, как второсортного члена общества.
Для чего нужны традиции
Традиции не возникают просто так: появляются в момент, когда в них есть нужда. Они могут видоизменяться параллельно с человеческим сознанием и потребностями людей, исчезать и рождаться заново в новом обличии.
И так как у всего существует свой персональный смысл, у традиций он тоже есть и отражается в двух функциях:
- Стабилизация отношений в обществе с помощью воздействия на духовный мир человека посредством моральных норм и правил. Примером может служить традиция русского народа в виде празднования 9 мая: уже больше 60 лет люди ежегодно празднуют Великую победу над фашизмом. Учебники по истории в подробностях рассказывают школьникам о той войне, взывая к гордости за тех, кто в ней участвовал.
В последние годы традиция празднования изменилась: теперь помимо возложения цветов на мемориалы, люди объединяются и устраивают шествие по главным улицам с портретами предков, участвовавших в Великой Отечественной войне. В этот день дух патриотизма силен как никогда: он объединяет жителей всей России (и не только), сплачивает их общим событием прошлых лет.
- Обеспечение передачи таких отношений потомкам, тем самым поддерживая связь между поколениями. Для объяснения этой функции вновь вернемся к празднованию победы 9 мая. Это дата была одинаково почитаема 50, 30, 10 лет назад, является таковой в настоящее время и будет праздноваться еще долгие годы.
Так было, есть и будет, благодаря тому что мы бережно храним память о павших солдатах и уважение к их подвигам: передаем воспоминания о войне и чувство благодарности за мир из поколения в поколение.
Таким образом, рассматривая вопрос «что такое традиции», можно сказать, что это преемственность накопленного опыта предков, необходимого нам для более эффективной жизнедеятельности и позволяющего делать меньше ошибок.
Обычаи поддерживают невидимую связь эпох через сохранение и передачу модели общественных отношений и духовных качеств.
Семейные традиции русского народа
Традиции и обычаи русского народа с древности чтили и оберегали люди всех слоев и статусов. Нельзя сказать то же самое про представителей современного общества: многие предания обесценились и канули в лету. Некоторые из них просто игнорируются в связи с проникновением в нашу страну западных элементов культуры и сменой морально-нравственных ценностей.
И все же давайте вспомним и перечислим некоторые примеры семейных традиций, которые русские люди когда-то чтили или чтят до сих пор:
- бережное хранение памяти о своих предках. Каждая семья имела обычай знать всю свою родню вплоть до десятого колена. Для этого составлялось генеалогическое дерево, куда вносились имена и фамилии всех родственников, их звания и титулы. С появлением фотоаппаратов стали заводить фотоальбомы, хранящие изображения дедов и прадедов;
- уважение к старшим. В отличие от Европы, в России до сих пор дети ухаживают за родителями до самой смерти. Редко кто осмеливается сдать своих стариков в дом престарелых, а если это происходит, то «смельчак» сталкивается с осуждающими взглядами близких людей. После смерти родителей мы до конца своей жизни ухаживаем за их могилами, вспоминаем в их день рождения и поминаем в день смерти;
- также русским обычаем является присвоение детям отцовского отчества (на западе отчество может быть каким угодно). Таким образом, проявляется уважение к мужчине, отцу семейства;
- передача семейных материальных ценностей по наследству: среди них могут быть как драгоценности, так и свадебное платье, столовое серебро или дорогая сердцу картонная шкатулка. Это реликвии, которые имеют значимость в конкретной семье;
- утерянной семейной традицией является сохранение профессиональной династии. Например, ранее если человек был плотником или врачом, его сыновья и внуки шли по его стопам, передавая друг другу секреты мастерства. В данный период такое явление тоже существует, но, скорее, в виде исключения, нежели правила.
Необходимо хранить свои семейные традиции: знать свой род, своих предков, ведь именно они делают нас кем-то, придают значение нашей фамилии и смысл существованию.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог),
Сайт: KtoNaNovenkogo.ru
Пенсионеров предупредили о пяти запретах при получении выплат
Отношения между пенсионерами и Пенсионным фондом России не так просты, как кажутся на первый взгляд. Законодательством закреплено право на получение пенсии лицам, достигшим установленного законом возраста, при соблюдении определенных условий. Однако, одновременно с правом на получение данных выплат у лиц, возникают и обязанности, а о последних почему-то мало знают, пояснила агентству “Прайм” преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН, юрист Мария Кормилицына.
По ее словам, статья 159.2 Уголовного кодекса РФ регламентирует ответственность за хищение в сфере социальных выплат.
"Речь идет о нанесении ущерба не только федеральному, региональному и муниципальным бюджетам, но и внебюджетным государственным фондам, к которым относится и ПФР, — подчеркнула прокурор Кормилицына.
"Умалчивание о фактах, влекущих прекращение указанных в данной статье уголовного кодекса выплат будет рассматриваться как пассивный обман", — отметила эксперт.
"К нарушителям следует отнести граждан, получающих выплату законно, но в последующем теряющие на нее право ввиду изменений жизненных условий и умалчивающих об этом, продолжая получать деньги от государства", — разъяснила Кормилицына.
Такие деяния, по ее словам, квалифицируется как незаконное получении страховой пенсии по старости, социальной пенсии или пенсии, выплачиваемой госслужащим (в том числе, военнослужащим и полицейским).
За недостоверность каких сведений пенсионеры могут быть привлечены к ответственности?
За утаивание информации о смене места жительства. "Ведь социальные льготы для пенсионеров бывают двух типов — региональные и федеральные, и, меняя место жительства, например, при переезде из Москвы в другой регион пенсионеры теряют московские надбавки", — пояснила эксперт.
Есть пенсионеры, получающие доплату от ПФР, когда на содержании находятся нетрудоспособные члены семьи, и не уведомляющие ПФР о том, что иждивенец вдруг получил работу. Это – еще одно нарушение.
Обязательно уведомлять ПФР и о переезде на постоянное место жительства в другую страну — в этом случае прекращаются выплаты социальной пенсии. Ее платят только тем, кто проживает на территории России. Страховая пенсия и прочие полагающиеся по закону выплаты остаются в силе.
Караются по закону и попытки военных пенсионеров (МВД, ФСБ, МЧС, ФСИН, Росгвардия), отработавших в органах 20 и более лет, получать пенсии и льготы сразу по двум основаниям.
"Дело в том, что выход таких персон на пенсию связан не с возрастом, а с выслугой лет, а размер пенсионного пособия зависит от должности и звания, продолжительности службы и надбавок, но нужно выбрать что-то одно", — подчеркнула Кормилицына.
Запрещено также получать определенные виды доплат и при этом работать. Это касается, к примеру, социальной доплаты к пенсии до прожиточного минимума и доплаты за сельский стаж.
Екатерина Акопова, обозреватель АЭИ "Прайм"
Приближается 38-я годовщина. 4 апреля 1984 года при испытании опытного истребителя МиГ-31 вместе со штурманом-испытателем Валерием Зайцевым трагически оборвалась жизнь лучшего в мире лётчика второй половины XX века, Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии, Заслуженного летчика-испытателя, Заслуженного тренера по авиационным видам спорта, награждённого золотой медалью Международной авиационной федерации, генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова. Ему принадлежат 18 мировых рекордов, из них три - абсолютных. Он испытывал, начиная с первого полета и до принятия на вооружение самолеты МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-29. В АНПК "МиГ" прошел путь от рядового до ведущего летчика-испытателя. Александр Федотов оставил нам в наследство не только лучшие в мире истребители, но и немногочисленные, скупые записи в своём дневнике. Публикуем некоторые из них, заимствованные из еженедельника «Аргументы недели» № 7 (802).
Правила Федотова
Это правила, основанные на огромном опыте лётчика-испытателя, способностях находить оптимальные решения, добиваться гармонии между возможностями и поступками. В итоге они сложились в целостную теорию поведения человека в экстремальной обстановке. Её постулаты просты и логичны. Вот некоторые из них:
- Не принимай решений и не совершай поступков сгоряча.
- Не пытайся под влиянием эмоций совершить то, что совершают другие. Будь всегда самим собой. Если лихач по натуре – будь им. Но если ты человек иного склада, не делай того, что тебе не свойственно, - «обрубишься».
- Если невезение и неудачи преследуют тебя – затаись, притихни. Скажем, пропусти один день, не ходи на работу. Расслабься, переключись, пережди. Невезуха отступит.
- Если что-то вдруг случилось непредвиденное, и ты сразу не понял, что произошло, - не дёргайся. Самое страшное – растерянно метаться. Напрягись, замри. Хуже не становится – уже хорошо. Держи этот режим. Всё тихо – осторожно двигайся влево, вправо. Найди, отчего меняется ситуация. Вот тут появится понимание обстановки и необходимое решение.
- Если ты уже принял решение, не меняй его. Действуй в соответствии с ним. Оно может быть интуитивным, но первое решение, как правило, всегда верное. Страшно в последний момент его отменить – попадешь в зону дефицита времени и возможностей.
- Надо стараться предугадывать события. Тогда ты всегда будешь готов к действию…
В 2011 году российская милиция была переименована в полицию. Пытливые умы наверняка задавались вопросом: а в чем между ними разница? Чем милиционер отличается от полицейского, и зачем правительство провело эту реформу?
Милиция Христова
Слово «милиция» произошло от латинского термина «militia» – дословно «войско». Начиная с Античности под этим понятием понимали народное ополчение, собранное на время войны для защиты государства.
Таким ополчением, например, была 400-тысячная русская земская милиция, сформированная из государственных и помещичьих крестьян в 1810-х годах. Ополченцы приняли активное участие в защите страны от вторжения Наполеона и именно на них легли основные потери армии Александра I.
А вот в современном понимании первыми милиционерами стали... рыцарские ордена! Западные монашества назывались «Милицией Христова». Идею праведных защитников сформировал богослов Святой Августин ещё в IV веке.
На них не распространялись ограничения догм христианства, запрещавших убивать человека. Однако рыцарь давал обет поднимать меч только для защиты слабых и обиженных, клялся любить и исправлять врагов своих, а также защищать христиан от грабежей и разбоя.
Нынешнюю форму милиция как орган правопорядка приобрела в годы советской власти. Тогда революционеры просто переименовали полицию в милицию, нанеся удар по старым царским традициям. Структура существовала только в СССР и странах соцлагеря, сегодня её название осталось в Китае, Вьетнаме, Беларуси и некоторых других государствах.
На службе его Величества
Полиция – это государственная служба, первоначально придуманная для защиты королевской власти от беспорядков. В её задачу входили поиск бунтовщиков, вольнодумцев, шпионов и других вредных для режима людей.
Специальные отряды, выполнявшие функции органа правопорядка существовали с глубокой древности. Сам термин появился в 1542 году в Священной Римской империи, в его основе лежит греческое слово «полис» – «государство». В XVII-XIX веках полиция создаётся во всех странах, включая Российскую империю.
Русские полицейские начала XX века
В чем между ними разница?
В советской литературе, главное отличие в терминологии между милицией и полицией состояло в том, что милиция защищала народ, а полиция – правящую капиталистическую верхушку.
В современной литературе указывается, что полицейский – это человек, прошедший профессиональную подготовку. В свою очередь, милиционер – неквалифицированный сотрудник.
Доля правды в этом есть. Сегодня обязательными условиями для офицера-полицейского являются высшее юридическое образование и прохождение службы в армии. Для офицера-милиционера юридическое образование было не важно. Практика знает множество примеров, когда успешными милиционерами становились педагоги, врачи, спортсмены и рабочие.
Вместе с тем полномочия, функции и статус советского милиционера, царского и российского полицейских полностью идентичны. Разница между ними только в названии.
Зачем Дмитрий Медведев переименовал милицию в полицию?
Реформа в МВД осуществлялась с подачи президента Дмитрия Медведева. Таким образом глава государства ознаменовал реорганизацию исполнительной власти.
Вместе с переименованием была произведена масштабная «чистка» в структуре. Выполнена переаттестация сотрудников, в результате которой оказалось сокращено 22% состава органа. Своих постов лишились как рядовые сотрудники, так и генералы, начальники управлений и т.д.
Одновременно были повышены зарплаты, льготы, а равно требования к моральному и физическому облику сотрудников. Как итог, блюстители правопорядка действительно стали профессиональнее.
Однако дальше дело не пошло. Переаттестацию признали неудавшейся, дальнейшие чистки и избавление от коррупции свернули. Да и казне реформа дорого обошлась: только на переименование потратили 1.3 млрд рублей.
Источник: Мир науки, Яндекс-Дзен