Продолжаем публикацию материалов Виктора Ивановича Пархоменко – подробный экскурс в историю развития налоговой полиции в Дальневосточном регионе

1997 год проходил под знаком 5-летия федеральных органов налоговой полиции.

В экономическом положении Дальнего Востока сохранялось напряженное состояние. На высоком уровне держались бюджетная задолженность предприятий, равно как и самим предприятиям, взаимные неплатежи и полное отсутствие перспектив развития производства. Не в лучших условиях работали и полицейские подразделения региона.

Всего по Дальневосточному региону было проведено 1116 документальных проверок соблюдения налогового законодательства, в том числе 283 самостоятельно. Выявлено 963 нарушения, в том числе 470 — в крупных и особо крупных размерах. Сумма (с учетом СКВ в рублевом эквиваленте) доначислений и финансовых санкций составила 1380,7 миллиарда рублей, а сумма (с учетом СКВ в рублевом эквиваленте), поступившая в бюджеты различных уровней, с учетом финансовых санкций — 175,4 миллиарда рублей.

Об истории создания и развития налоговой полиции на Дальнем Востоке -от первого до последнего дня -рассказывает заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции России - начальник Главного управления ФСНП по Дальневосточному федеральному округу, генерал-лейтенант налоговой полиции, Почетный сотрудник налоговой полиции, Заслуженный юрист Российской Федерации Виктор Иванович Пархоменко

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации существовала короткий период, особенно по историческим меркам, но твердо и уверенно заявила о себе как об активной составной части сил обеспечения экономической безопасности государства.

Каждый год был заметной вехой на пути становления и развития молодой правоохранительной структуры. Если чего и хватало с избытком, так это трудностей. Сегодня, оглянувшись назад, можно вспомнить, как создавалась налоговая полиция в Дальневосточном регионе.

Создание Главного управления налоговых расследований при Госналогслужбе РФ

Основным государственным инструментом регулирования экономических отношений и тенденций является налоговая политика. Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Помимо чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние и направление научно-технического прогресса, объемы и качество потребления, в значительной степени взаимодействует с социальной государственной политикой.

Николай Яковлевич МЕДВЕДЕВ, генерал-майор налоговой полиции в отставке, начальник Центра общественных связей ФСНП РФ (с 1993 по 2000 гг.)

К 90-м годам ХХ века прочно прилепилось определение – «лихие». И в общем-то тут нет публицистического перебора. «Лихость» той поры проявлялась в тяжелых последствиях «шоковой терапии», крайней слабости государственной власти, разгуле криминала и теневой экономики. А на этой почве буйным цветом расцвел вопиющий правовой нигилизм во всех сферах, и в том числе, конечно, в налоговой. Находились деятели, которые не просто не платили налоги, но еще и возводили это в ранг некоей «доблести», публично декларируя свое «право» нарушать налоговое законодательство. Хорошо помню, в частности, острую дискуссию, которую пришлось вести во время одной из телепередач с довольно известным предпринимателем той поры Ильей Колеровым.

Фразеология этого господина была предельно циничной: мол, он не платит налоги и платить не собирается. Государство, дескать, такое-сякое, само во многом виновато перед гражданами, а потому у них есть некое «моральное право» не платить в казну ничего. Пришлось осаживать оппонента, доказывая, что, если рассуждать таким образом, то цивилизованного, процветающего государства мы никогда и не выстроим. Ну и заодно напомнить, что, выступая таким образом перед телевизионной аудиторией, он, в сущности, признается в умышленном совершении налогового преступления.

(История создания и деятельности Управления физической защиты)

24 марта 1992 года в составе ГУНР при Госналогслужбе РФ одним из структурных подразделений стало Управление охраны со штатной численностью в 200 человек — 191 офицер и прапорщик, 9 рабочих и служащих. В управлении подразумевалось два отдела — физической охраны и специальной подготовки. Официальное прикомандирование к ГУНРу первого начальника управления Тужилкина Юрия Викторовича состоялось 26 мая. Первыми прикомандированными сотрудниками стали: подполковник Фролкин Владимир Николаевич (Высшая школа КГБ), майор Овчинников Александр Игоревич (спецподразделение КГБ «Вымпел»), полковник Емельянов Александр Яковлевич (управление кадров КГБ), полковник Колывагин Виктор Александрович (9-е управление КГБ), капитан Орехов Виктор Васильевич (МВД, служба охраны), капитан Сухин Андрей Михайлович (Краснознаменный институт, преподаватель), подполковник Булда Виктор Васильевич ((МВД, служба охраны), полковник Куценков Виктор Константинович ((управление кадров КГБ), майор Расходчиков Евгений Васильевич (спецподразделение КГБ «Альфа»), подполковник Шехурдин Валентин Сергеевич (Погранвойска).

Будённовск. 14 июня 1995 года...

Начальник Управления Департамента налоговой полиции по Ставропольскому краю генерал-лейтенант налоговой полиции Е.К.Фёдоров прислал в Москву, на Маросейку, 12 спецсообщение о нападении 14 июня дудаевских боевиков на межрайонный отдел налоговой полиции в Будённовске.

Документ передает сложнейшую обстановку, величайшее напряжение, которое сложилось в тот день.

В помещении отдела в момент нападения находилось несколько человек. Это начальник отдела подполковник Суховий Илья Иванович, лейтенанты Шелковой Михаил Анатольевич и Дворянинова Мария Альбертовна, прапорщики Савенко Сергей Александрович, Онищенко Александр Владимирович и Гуляева Татьяна Алексеевна. На это же время была назначена беседа ведущего специалиста отдела кадров Управления подполковника Филатова Александра Алексеевича с кандидатом на службу Юзбашевым Александром Сергеевичем.

14 февраля состоялось заседание Организационного комитета ветеранов налоговой полиции, посвященное празднованию 25-летию со дня создания ФСНП РФ

Обсуждены и определены:
- предварительный состав участников, уточнена программа проведения встречи; возможности выделения средств на фотографирование, музыкальное сопровождение и сувениры, посещения семей сотрудников, не доживших до этого дня.

Рассмотрены и другие организационно-технические вопросы, в том числе о дальнейшей судьбе ветеранской организации центрального аппарата налоговой полиции, её месте в ветеранском движении.

Фото В.Захаркина

 

 

 

(© Заметки генерал-майора налоговой полиции в отставке Лескова В.С.)
«Мы измеряем, долго ли ты жил, Не днями жизни, а часами дружбы…» (Из фронтовых стихов К.Симонова)

Прежде чем рассказать об истории создания и функционирования следственного аппарата в налоговой полиции России, остановлюсь на предшествующих этому некоторых событиях и фактах, важных, на мой взгляд, для понимания профессии следователя и его места в системе правоохранительных органов. Вспоминается всё самое лучшее, что с тобой произошло, конструктивное, а плохое, в том числе тяготы и неудачи – выветривается.
На следственной работе фактически с 1970 года, после стажировок и окончания в 1972 году Волгоградской Высшей следственной школы МВД СССР, отмечающей в этом году свое пятидесятилетие (ныне Академия права), – кузницы кадров для следственных и экспертно-криминалистических подразделений: трудился сначала на московской «земле», в том числе в Тимирязевском и Гагаринском районах (у нас были лучшие показатели по Москве по «хозяйственным» делам, направленным в суд и возмещению ущерба). Служил на Петровке, 38, а в 1982 году приглашен в Главное следственное управление (Следственный комитет МВД Союза и России). На Петровке (тогда она гремела на всю страну!) расследовал самостоятельно и в составе следственно-оперативных групп довольно крупные и резонансные уголовные дела, например, о хищении 1,2 млн рублей в Ереванском банке. Принимал участие в обеспечении безопасности проведения Олимпийских Игр в Москве. С миротворческими целями побывал почти во всех «горячих точках» страны. Приятно отметить, что следователи наряду с оперативниками и криминалистами проявляли там мужество и отвагу, хотя войну невозможно расследовать. Считаю, что боеготовность, порядок и дисциплина в милиции, как и в армии, всегда держались на капитанах и майорах, а также «золотом фонде» - прапорщиках и старшинах. Был во многих командировках, связанных с организацией расследования преступлений экономической направленности, в большинстве регионов Союза и России… Таким образом, за время службы в армии и в органах внутренних дел получил хорошую практическую школу и закалку. Последняя должность в МВД – заместитель начальника управления расследования преступлений особой важности (следственной части) Следственного комитета.

Очерк Владимир а Васильевича Золотова, генерал - майора налоговой полиции в отставке, Почетного сотрудника, начальника Управления ФСНП РФ по Вологодской области в 1992 – 2000 г.г., кандидата экономических наук, Действительного государственного советника Российской Федерации 3 класса.

Большинству из нашего поколения памятно начало 90 - х годов , когда распался Советский Союз. Россия стала на путь социально - экономических реформ , государство резко переходило к рыночным отношениям. Как грибы росли частные фирмы, многие граждане занялись свободным предпринимательством и бизнесом. Неокрепший российский рынок стали осваивать не только законопослушные граждане, но и те, кто не хотел и ранее, а особенно в новых условиях, соблюдать законы.

Начала формироваться мощная индустрия теневого бизнеса. Нажитые одномоментно, во многих случаях незаконно, капиталы устремились на подпитку преступного мира, в политическую сферу, стимулировали инфляционные процессы, способствовали росту цен, социальной напряженности в обществе.

Все это происходило на наших глазах, тех, кто честно служил своей Родине, верил в идеалы, заложенные нашими родителями, советской школой, руководствовался честью и долгом. Поэтому, когда встал вопрос о создании в стране специальной силовой структуры , наделенной правоохранительными полномочиями, которая смогла бы обеспечить наведение порядка в экономической сфере государства, без колебаний принял предложение начальника Управления ФСБ по Вологодской области генерал - майора Чурина В.В. о переходе на службу в Главное управление налоговых расследований при Госналогслужб е Российской Федерации.

Генерал-лейтенант налоговой полиции в отставке, Почетный сотрудник госбезопасности, Почетный сотрудник налоговой полиции, советник Президента Всероссийской полицейской ассоциации IPA Виктор Александрович Захаркин рассказывает об одной из сторон многогранной деятельности уникальнейшего подразделения налоговой полиции…

Направленность работы – получение полной и объективной информации об объектах оперативной заинтересованности, выявление и документирование их противоправных действий, криминалистические исследования документов, применение полиграфов («детектор лжи»), защитно-поисковые мероприятия, наружное наблюдение.

Перед руководством Управления была поставлена задача: в кратчайший срок организовать работу по соответствующим направлениям и включиться в выполнение задач, стоящих перед оперативными подразделениями полиции в центре и в регионах. И эта проблема была решена, несмотря на трудности становления: отсутствие нормативной базы, техники, помещений, подготовленных кадров. Помощь и всяческую поддержку мы получали от руководителей ФСНП РФ С.Н.Алмазова, В.Б.Ямпольского, А.С.Пржездомского и В.И.Волковского, а также начальников территориальных органов налоговой полиции.

Однако, задачи по созданию новой структуры, открыли возможность реализации, новых эффективных организационных решений, свободных от привычных стереотипов и бюрократического «груза» устоявшихся норм и методов.

Своими размышлениями о сложнейшей в психологическом плане, захватывающей, опасной и не всегда благодарной работе подразделений собственной безопасности делится генерал- майор в отставке, Почетный сотрудник налоговой полиции, член Союза писателей России Владимир Михайлович Шлык

© «БЕЗПЕКА»

Налоговая полиция в нашей стране, как известно, была создана 18 марта 1992 года. У её истоков стояли мои коллеги по Инспекторскому управлению КГБ СССР: С.Н. Алмазов, В.Б. Япольский, Ю.В. Чичелов. Создавалась она в политических муках. Поэтому её создатели активно использовали возможности здравомыслящих людей из числа депутатов Государственной думы, чиновников Правительства и Администрации Президента России.

Через два года, после второй “ходки” на Дальний Восток, я вернулся в Москву. За плечами был некоторый опыт работы на оперативных и руководящих должностях в органах государственной безопасности: шестнадцать лет в управлении КГБ СССР по Сахалинской области, более четырёх лет в Инспекторском управлении КГБ СССР в должности старшего инспектора, два года – начальником Амурского областного управления КГБ. По инициативе В.Б. Ямпольского и В.К. Панкина я был приглашён на службу в Налоговую полицию, и 18 июля 1994 года назначен консультантом Директора Департамента налоговой полиции РФ С.Н.Алмазова по оперативным вопросам.

Вашему вниманию предлагается интересный очерк еще одного талантливого организатора налоговой полиции - начальника единственного в стране островного управления, генерал – майора налоговой полиции в отставке Аркадия Михайловича Левашова

Календари забыли про щит казны и меч,
Но помним мы, что были, И знаем, что мы есть!

© Мы помним. Мы знаем.
При упоминании об острове Сахалин, наверное, многие вспомнят прекрасную песню Яна Френкеля на стихи Михаила Танича « Ну что тебе сказать про Сахалин?»

А про Сахалин можно сказать многое. Сахалинская область – единственная островная область в Российской Федерации. Она включает в себя о. Сахалин, один из крупнейших на востоке островов протяжённостью с юга на север 948 км, а также 81 остров Курильской гряды, вытянувшихся от Камчатки до японского о. Хоккайдо на 1200 км. Площадь Сахалинской области 87,1 тыс. кв. км. Население примерно 500 тыс. человек.

Ведущими отраслями промышленного производства в Сахалинской области являются нефтегазовый, топливно-энергетический (уголь и энергетика) и рыбопромышленный комплексы, пищевая и перерабатывающая промышленность, лесопромышленный комплекс, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство.

Уважаемые коллеги!
Продолжаем публикацию эксклюзивных материалов «первопроходцев» о создании и деятельности федеральных органов налоговой полиции России

Так создавалась Служба
(© Воспоминания генерал-майора ФСБ, генерал-лейтенанта налоговой полиции в отставке Валерия Борисовича Ямпольского. Окончание)

В этот период (ноябрь 1992 г. – начало 1993 г.- ред.) одним из важнейших этапов развития структуры стали работа над проектом Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» и процесс его рассмотрения Верховным Советом России.

Необходимость Закона вытекала из объективной реальности. Нельзя было идти дальше без единой законодательной базы, которая должна четко регламентировать наиболее важные вопросы статуса, оперативно-розыскной деятельности, взаимодействия с налоговыми инспекциями, спецслужбами и правоохранительными структурами, социальной защищённости офицеров и служащих.

Руководство ГНС не возражало в отношении разработки Закона, торопило нас с его подготовкой. В конце июля ещё 1992 года на заседании Коллегии ГНС РФ, на котором присутствовали и руководители ГУНРа, было принято решение о разработке проекта Концепции построения современной налоговой службы Российской Федерации. В проекте Концепции, подготовленном уже к середине августа, отдельным разделом рассматривались пути обеспечения эффективной деятельности подразделений налоговых расследований. В подразделе «Правовое обеспечение» подчёркивалась необходимость ускорения принятия Верховным Советом Российской Федерации закона о подразделениях налоговых расследований, причём служба в этих подразделениях должна приравниваться к военной службе.

Обсуждены и определены:
- место и время проведения торжественной встречи, примерная программа;
- список приглашаемых;
- источники финансирования.
Рассмотрены и другие вопросы.

 

Фото В.Захаркина

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаются эксклюзивные материалы «первопроходцев» о создании и деятельности федеральных органов налоговой полиции России

Так создавалась Служба
1 1 (© Воспоминания генерал-майора ФСБ, генерал-лейтенанта налоговой полиции в отставке Валерия Борисовича Ямпольского. Начало)

Материализация идеи

Шел к завершению насыщенный эпохальными событиями 1991 год. Продолжалось начавшееся после августовских событий реформирование (обрушение) органов государственной безопасности. 22 октября Государственный совет еще существовавшего СССР своим постановлением упразднил КГБ СССР. 26 ноября Указом Президента РСФСР № 233 образованный в мае 1991 года КГБ РСФСР преобразован в Агентство федеральной безопасности (АФБ) РСФСР. Менее чем через месяц -19 декабря - Б.Н. Ельцин подписал указ об образовании Министерства безопасности и внутренних дел-МБВД, в которое должны были войти межреспубликанская служба безопасности -МСБ, АФБ, Центральная служба разведки (в настоящее время СВР) и все подразделения двух министерств внутренних дел - СССР и РСФСР. Министром МБВД был назначен В. П, Баранников, в то время министр внутренних дел уже не существовавшего СССР и близкий к Б. Н. Ельцину человек. Мне выпала честь служить в тот период заместителем директора - начальником Главного управления по работе с личным составом АФБ РСФСР. Руководящему составу - В.Иваненко - директору АФБ, В.Поделякину -1-му заместителю директора, руководителям подразделений С.Алмазову, Ю. Чичелову, С.Ледовскому и другим, придерживающихся идеологии демократического развития, было ясно, что создание МБВД может привести к возврату в прошлое, в 30-е годы, к НКВД, когда органы безопасности то входили в состав наркомата внутренних дел, то исключались из него. История показала, что ничего хорошего для граждан страны эти объединения не приносили. Вместе с А.С.Пржездомским, в то время помощником директора АФБ, автором идеи обращения в Конституционный Суд, встретились с руководством только что созданного Конституционного Суда РСФСР во главе с В.Д.Зорькиным, выяснили порядок обращения в Суд и рассмотрения заявлений граждан и организаций. Нам подсказали, что лучше всего по вопросу такого уровня было бы обращение депутатов Верховного Совета РФ. Комитет по обороне и безопасности Верховного Совета РФ поддержал нашу инициативу, подготовил обращение, правда, платить госпошлину отказался, мы собрали нужную сумму. Конституционный Суд РСФСР на заседании 22 января 1992 года признал Указ Президента о создании МБВД не соответствующим Конституции. Примечательно, что это был первый прецедент в новейшей истории России.

Заседание, прошедшее под председательством «первопроходцев» - Ямпольского В.Б. и Алмазова С.Н., посвящено предстоящему 25-летию со дня создания в системе обеспечения экономической безопасности страны новой правоохранительной структуры. Намечены первоочередные мероприятия, посвященные празднованию этого события 18 марта 2017 года.

Автор фотографии - В.Захаркин