Об истории создания и развития налоговой полиции на Дальнем Востоке -от первого до последнего дня -рассказывает заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции России - начальник Главного управления ФСНП по Дальневосточному федеральному округу, генерал-лейтенант налоговой полиции, Почетный сотрудник налоговой полиции, Заслуженный юрист Российской Федерации Виктор Иванович Пархоменко

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации существовала короткий период, особенно по историческим меркам, но твердо и уверенно заявила о себе как об активной составной части сил обеспечения экономической безопасности государства.

Каждый год был заметной вехой на пути становления и развития молодой правоохранительной структуры. Если чего и хватало с избытком, так это трудностей. Сегодня, оглянувшись назад, можно вспомнить, как создавалась налоговая полиция в Дальневосточном регионе.

Создание Главного управления налоговых расследований при Госналогслужбе РФ

Основным государственным инструментом регулирования экономических отношений и тенденций является налоговая политика. Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Помимо чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние и направление научно-технического прогресса, объемы и качество потребления, в значительной степени взаимодействует с социальной государственной политикой.

В настоящее время налоговая система России содержит методы и средства, апробированные мировой практикой и являющиеся приемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений. Организация работы с налогоплательщиками по выполнению данных функций — прерогатива Государственной налоговой службы Российской Федерации (в настоящее время — Министерство РФ по налогам и сборам), которая была образована в соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 года «О Государственной налоговой службе РСФСР». Качество ее функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны, направление развития предпринимательства и уровень социального обеспечения граждан.

В число задач нового органа входило осуществление регистрации и учета всех налогоплательщиков — юридических и физических лиц, контроль за соблюдением налогового законодательства, взимание налогов и перечисление их в бюджет государства, сбор недоимок и штрафов с нарушивших налоговое законодательство предприятий.

Молодая контролирующая структура государства в короткий срок сумела наладить порученное ей дело. Однако в процессе дальнейшей работы выявленные факты налоговых нарушений показали, что практика применения только лишь контролирующих полномочий не способна обеспечить законопослушание налогоплательщиков и реальное пополнение доходной части бюджета. Положение усугубили глубокие кризисы в банковской сфере, рост взаимозадолженности предприятий, проблемы с выплатой пенсий и заработной платы.

Переход к рынку породил целый комплекс новых для экономики России проблем, в том числе связанных с кардинальным изменением характера взаимоотношений между налогоплательщиками и государством. Реформа 1991—1992 г.г. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги станут наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений.

Но вскоре остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от уплаты налогов. По ориентировочным данным российской налоговой службы потери бюджета от сокрытых доходов составляли не менее 40%. У каждого пятого учтенного налогоплательщика выявлялись грубые нарушения налогового законодательства. Это не только уменьшало доходную часть бюджета, но и в связи с тем, что значительная часть скрываемых доходов оседала в криминальном секторе экономики, способствовало росту преступности. С этим необходимо было бороться как экономическими методами, так и средствами, которыми владеют правоохранительные органы, в том числе — уголовно-правовыми.

Логика законодателя понятна: если экономика становится рыночной, если легализованы частная собственность и предпринимательство, то нужен жесткий контроль за уплатой налогов. Отсюда и существенное усиление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства. В новых условиях появляется понятие «налоговое преступление», означающее наиболее опасное нарушение налогового законодательства, в результате которого в бюджет не поступают денежные средства, необходимые государству для осуществления его полномочий. Таким образом, объектом посягательства налоговых преступлений является правильное функционирование налоговой системы государства.

Налоговые преступления представляют повышенную сложность в расследовании, что определяется их спецификой. Однако, как показывает практика, преступные нарушения налогового законодательства могут и должны успешно расследоваться.

Государству стало ясно: заставить уважать налоговое законодательство, обеспечить его неукоснительное исполнение всеми без исключения гражданами возможно, лишь имея специальную силовую структуру, наделенную правоохранительными полномочиями. Из всех мер противодействия в качестве первоочередной встала проблема организации выявления, предупреждения и пресечения фактов нарушений налогового законодательства, обеспечения защиты и безопасности работников налоговых органов, и в целом — экономической безопасности государства.

Этим заниматься было поручено новой силовой структуре, созданной при Государственной налоговой службе Российской Федерации.

18 марта 1992 года вступил в силу Указ Президента России № 262, которым предписывалось:

1. Создать при Государственной налоговой службе Российской Федерации Главное управление налоговых расследований (ГУНР).
2. Укомплектовать его прикомандированными офицерами Министерства безопасности, МВД и военнослужащими Вооруженных Сил.
14 июля 1992 года Президентом РФ было подписано распоряжение, согласно которому Министерству безопасности РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ предписывалось прикомандировать до 4500 офицеров и прапорщиков для формирования структур ГУНРа (соответственно 450, 560 и 3490 человек).

За прикомандированными были сохранены выплаты должностных окладов, окладов по воинским (специальным) званиям, надбавки за выслугу лет, компенсация стоимости продовольственного пайка, а также другие льготы, предусмотренные для военнослужащих и лиц начальствующего состава приравненных к ним правоохранительных органов.

С июля по декабрь 1992 года начальники государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации Дальневосточного региона издавали приказы о создании управлений налоговых расследований при своих ведомствах.

Новые структуры создавались практически на пустом месте. Остро стояла проблема размещения сотрудников территориальных подразделений налоговых расследований. Катастрофически не хватало помещений. Ютились в кабинетах, арендованных у администраций краев и областей, в госналогинспекциях, в зданиях бывших детских садов. Отсутствовали технические средства, не было транспорта и средств связи. Практически никто из первых сотрудников не имел опыта работы в сфере раскрытия налоговых преступлений. Но трудности не пугали. Все были уверены: трудности преодолеем и новой структуре быть. К концу 1992 года в Дальневосточном регионе были созданы 8 территориальных управлений налоговых расследований. Последним, в марте 1993 года, был образован отдел в самой дальней территории России — на Чукотке.

Когда создавалась налоговая полиция, четко продумывалась ее организационная структура. Во главу угла сразу была поставлена оперативная составляющая, призванная обеспечить оперативно-розыскную деятельность в налоговой сфере.

Именно оперативники находятся на острие борьбы с налоговой преступностью. Их первостепенная задача — раскручивание хитроумных «ходов» ушлых бизнесменов, которые правдами и неправдами стремятся скрыть от государства истинные размеры полученных доходов и не платить с них налоги. Если говорить юридическим языком, то это звучит как выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

В основе данного рода противоправных деяний — деньги и немалые. Если за проверку какой-либо коммерческой структуры берутся сотрудники налоговой полиции, то речь, как правило, идет о сокрытых сотнях тысяч, а то и миллионах рублей, расставаться с которыми добровольно никто не желает.

Первыми штатными расписаниями управлений налоговых расследований в первую очередь предусматривалось формирование оперативных подразделений.

У истоков их создания в регионе стояли бывшие оперативники органов внутренних дел и госбезопасности: Е.Е. Марков, А.Ю. Экаев, Б.Н. Сидоров, С.И. Константинов, А.Т. Гуляев, В.В. Борисов (Республика Саха (Якутия), А.И. Ролик, С.С. Юнак, И.П. Шокарев (Приморский край), А.В. Чепурных, В.Д. Куклин, А.П. Клышников, О.С. Арескин, С.А. Вострецов, В.Н. Буркалов, А.В. Архипов, В.Ф. Григоренко, Ю.В. Ермилов, Г.И. Иваненко (Хабаровский край), В.Б. Кикоть (Амурская область), В.В. Кривич, В.Ф. Мищенко, А.Н. Бучнев, С.О. Даниленко (Камчатская область), П.И. Шоломицкий, Ю.А. Гапеев, И.В. Стилигин, ИД. Дмитриев (Магаданская область), В.К. Денисов, И.С. Максимов, В.В. Караман, А.В. Ткачук (Сахалинская область), АД. Сарычев, П.И. Климов, В.Б. Пастушенко (Еврейская автономная область), А.Ф. Светличный (Чукотский автономный округ) и многие другие.

Специфика налоговых расследований такова, что это очень долговременный процесс. Иногда уходят месяцы, чтобы детально разобраться в коммерческих делах какой-нибудь фирмы. Клиенты налоговой полиции — это особая категория людей. Их называют «белые воротнички». Чтобы выявить и задокументировать правонарушение, необходимо собрать массу информации о том, какие применяются способы ухода от налогов, кто эти схемы составляет, где находятся документы, подтверждающие нарушения, в каких бухгалтерских проводках, каких компьютерах и где эти компьютеры находятся.

На первых порах органам налоговых расследований явно не хватало оперативного опыта. В работе превалировали контрольно-инспекционные методы работы, больше свойственные налоговым органам.

В интересах обеспечения квалифицированной помощи оперативному составу в структуре оперативной службы были созданы контрольно-ревизионные подразделения. Затем они стали самостоятельными и носили разные названия — подразделения налоговых проверок, оперативного документирования налоговых правонарушений, а в последнее время — подразделения документальных проверок. Но как бы они не назывались, их главной задачей было и остается выявление фактов нарушений налогового законодательства.

Закладывали основы документально-проверочной деятельности налоговой полиции высококвалифицированные специалисты в области бухгалтерского, финансового, банковского дела и, конечно, налогового законодательства: Т.В. Гарцунова, Д.Д. Винокуров (Республика Саха (Якутия), А.Г. Чижов, Е.К. Фокина (Приморский край), В.А. Долинский (Хабаровский край), В.И. Шевцова, И.В. Коршунова, О.В. Первишко (Камчатская область), Е.Ю. Миронов, С.В. Каверина, Н.И. Мартынова, Т.И. Чекерлан (Магаданская область), Т.Н. Кругленко (Еврейская автономная область) и другие.

В новой службе также предусматривались подразделения для обеспечения физической защиты работников налоговых инспекций и сотрудников УHP в ходе проверок, а также членов их семей.

Сотрудники этих подразделений использовались, как правило, в тех случаях, когда возможно силовое противодействие. Кроме того, они несли службу по охране зданий налоговой полиции и налоговых инспекций.

Основы и традиции подразделений физической защиты закладывались людьми, прошедшими армейскую школу и имевшими боевой опыт. Среди них В.И. Яковлев (Республика Саха • Якутия), С.П. Бутов, И.Г. Степаненко, В.Е. Мунтян, М.М. Шаткое, С.В. Савченко (Приморский край), А.И. Безручко, А.Г. Коломиец, А.С. Кезин, Ю.А. Гупский, С.О. Боровинский (Хабаровский край), Б.З. Смирнов, В.П. Гуров (Камчатская область), П.В. Крючков (Магаданская бласть), В.К. Цветков (Сахалинская область), А.М. Артеменко, Ф.А. Морозов, С.А. Жиляков, П.Б. Бондаренко (Еврейская автономная область) и другие. В выборе средств у криминалитета ограничений нет. Борьба против налоговых органов и налоговой полиции идет профессионально, бескомпромиссно и жестоко. Когда дело касается сокрытых миллионов и миллиардов рублей, то в расчет не идут моральные и нравственные принципы. Это предвидели, когда создавали подразделения налоговых расследований. Для обеспечения личной безопасности и условий деятельности сотрудников налоговой полиции и работников налоговых инспекций при выполнении ими служебных обязанностей, предупреждения, выявления и пресечения коррупции были созданы подразделения собственной безопасности. Затем они стали называться подразделениями безопасности и борьбы с коррупцией.

В территориальных органах налоговой полиции Дальнего Востока эти подразделения комплектовались сотрудниками, ранее проходившими службу в органах госбезопасности, военной контрразведки, ВМФ и прокуратуры. Это: В.Н. Сидоров (Республика Саха (Якутия), А.Г. Старков, Н.Г. Загородный, И.А. Чайка, О.Н. Кобец, С.В. Карицкий, С.П. Грудин, С.Н. Дементьев, И.А. Венцель (Приморский край), И.И. Раев, Н.А. Хромин, В.Г. Бардагов |(Хабаровский край), О.И. Русанов (Амурская область), Н.Г. Белинский (Камчатская область), 3.3. Хузяхметов (Сахалинская область), Н.Ф. Яковлев (Еврейская автономная область) и другие.

Уже с первых дней образования ГУНРа встал вопрос и о подготовке кадров. Новое дело настоятельно требовало того, чтобы налоговыми расследованиями занимались профессионалы - оперативники, юристы, экономисты. И хотя у многих сотрудников, пришедших в территориальные управления налоговых расследований, за плечами был опыт оперативно-розыскной, следственной, финансовой работы, им все равно пришлось садиться за парту. Но, безусловно, больше всех грызть гранит оперативной науки пришлось бывшим армейцам. В кратчайшие сроки для них были организованы курсы подготовки в учебных заведениях и центрах органов безопасности, внутренних дел, службы внешней разведки, ГНС.

Еще шло активное формирование подразделений налоговых расследований, а первые сотрудники уже включились в борьбу с налоговыми правонарушениями и преступлениями.

Первые проверки. Первые возвращенные в бюджет миллионы рублей.

К концу года уже были видны конкретные результаты работы налоговых сыщиков. Новая структура все больше заявляла о себе, и больше «живых» денег поступало в казну государства.
Например, хабаровскими оперативниками было выявлено сокрытых от налогообложения доходов на сумму 37,2 миллиона неденоминированных рублей, в бюджет доначислено с учетом штрафных санкций 64 миллиона рублей. Амурским УHP выявлено сокрытых от налогообложения доходов в сумме 40,2 миллиона рублей, предъявлено штрафных санкций на сумму 24 тысячи рублей, перечислено в бюджет 90 тысяч рублей.

Первая проверка, проведенная сотрудниками Сахалинского управления, была связана с деятельностью ТОО «Алексо ЛТД». В результате проделанной работы в бюджет было доначислено 5,2 миллиона рублей. А всего за 1992 год доначислено в бюджет 8,3 миллиона рублей и предъявлены штрафные санкции на сумму 1,5 миллиона рублей.

С позиций сегодняшнего дня эти цифры, конечно, не впечатляют, но они дороги потому, что это были первые выявленные нарушения, первые результаты, оправдывающие существование новой структуры. Поскольку создаваемое ведомство еще не имело собственной нормативной базы и не являлось субъектом ведения оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, то в качестве временной меры разрешалось использовать некоторые ведомственные приказы и распоряжения упомянутых выше структур. Но к осени подразделения налоговых расследований уже располагали и определенной собственной нормативно-правовой базой. Так, 2 июля 1992 года был принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», который распространил действие этого нормативного акта и на органы налоговых расследований.

Новый 1993 год не обещал быть легким. Борьба с нарушителями налогового законодательства разворачивалась жесткая и бескомпромиссная.

Уже в начале года сотрудники оперативного отдела управления налоговых расследований при ГНИ по Приморскому краю совместно с государственной налоговой инспекцией провели первую крупную проверку соблюдения налогового законодательства в кооперативе «Современник», одной из крупнейших коммерческих фирм в г. Владивостоке в тот период времени. В результате этой проверки в бюджет было возвращено 129,1 миллиона неденоминированных рублей сокрытых налогов. Всего же только за первый год работы сотрудниками управления было доначислено в бюджет государства 4,5 миллиарда рублей и 30,5 тысяч долларов США.

В апреле 1993 года оперативные работники управления по Камчатской области самостоятельно провели первую документальную проверку деятельности кооператива «Москвич». В отношении его директора было возбуждено уголовное дело.

Однако, как показала история, нахождение Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований в системе Государственной налоговой службы и налоговых инспекций не способствовало эффективной деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию налоговых преступлений.

Встал вопрос о создании самостоятельного силового ведомства, которое бы осуществляло свои правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности государства.

15 июля 1993 года введен в действие Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым фактически ликвидировалось Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе Российской Федерации и его структуры на местах.

ДНП РФ – правопреемник органов налоговых расследований

Правопреемником органов налоговых расследований стал Департамент налоговой полиции Российской Федерации и его территориальные подразделения.

Приказом ДНП России все УНР при ГНИ были преобразованы в управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по субъектам Федерации.

С принятием этого Закона Департамент налоговой полиции берет свое начало как самостоятельный государственный правоохранительный институт, создание которого было обусловлено объективным ходом проводимых в стране экономических преобразований и необходимостью достойно противостоять новому виду преступлений и правонарушений.

На федеральные органы налоговой полиции законом были возложены задачи:

• выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
• обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
• предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Кроме того, закон определил правовые основы, принципы деятельности, систему и структуру, обязанности и права федеральных органов налоговой полиции.

Законодательно органам налоговой полиции были предоставлены широкие полномочия по возбуждению и расследованию уголовных дел, розыску юридических и физических лиц, скрывающихся от налоговых органов, наложению ареста на имущество предприятий, граждан и др. Однако отсутствие достаточной оперативной и судебной практики, соответствующих методических рекомендаций и комментариев затрудняло применение предоставленных прав, а в ряде случаев приводило к ошибкам в процессе их реализации. Ситуация обострялась и тем, что все чаще нарушители налогового законодательства использовали сложность и неоднозначность действующей нормативной базы. Массовое уклонение от налогообложения в 1993 году становилось все более значимой угрозой финансовой стабильности и экономической безопасности России. В интересах сохранения единства и целостности государства в условиях формирования рыночной экономики налоги должны были выступать в качестве прямого фактора власти. Поэтому на самом начальном этапе становления органов налоговой полиции повсеместно выдерживался федеральный принцип их формирования и деятельности.

Одновременно с законом вступило в силу Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации. Все сотрудники бывших УНР стали налоговыми полицейскими с соответствующими специальными званиями.

Приказом ДНП России от 23 декабря 1993 года были объявлены новые штаты, в соответствии с которыми продолжалась работа по приему сотрудников на службу в управления.

К концу 1993 года, благодаря напряженной работе руководящего состава территориальных органов налоговой полиции и всех сотрудников, удалось сформировать полновесные правоохранительные органы, укомплектоваться подготовленными сотрудниками, автомобильной, вычислительной и другой техникой, развернуть работу оперативных, информационно-аналитических подразделений, подразделений физической защиты, собственной безопасности, дознания и других.

В тот период сотрудники территориальных органов налоговой полиции Дальнего Востока приложили немало усилий, чтобы остановить вал преступности.

Только за 1993 год с учетом штрафных санкций в бюджет было доначислено 21,8 миллиарда неденоминированных рублей и 11,2 миллиона долларов. Возбуждено 56 уголовных дел.

За этими цифрами стоял напряженный труд оперативников, сотрудников подразделений налоговых проверок, дознания, других служб. И не важно, где они несли службу — в городе или поселке, в далеком якутском улусе или на окраине земли Российской — на Чукотке. Каждодневно они вели борьбу с криминальным налоговым спрутом.

В 1993 году на каждый рубль, потраченный на содержание налоговой полиции, приходилось 100 рублей, возвращенных в государственную казну.

Создание региональных Советов руководителей федеральных органов налоговой полиции

Переломным для территориальных органов налоговой полиции Дальневосточного региона стал 1994 год — год реализации накопленного потенциала и превращения их в реальную силу, способную решать задачи правоохранительного органа.

Начало года характеризовалось активной работой подразделений налоговой полиции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Социально-экономическая ситуация по стране в целом и конкретно в регионе стабильностью не отличалась. Дальнейшее обострение обстановки обозначилось на рынке ценных бумаг и в сфере налично-денежного оборота. Рост транспортных тарифов, цен на сырье и энергоносители при одновременном снижении платежеспособности потребителей привели к резкому сокращению производства промышленной продукции и закрытию целого ряда крупных, в том числе градообразующих, предприятий Дальнего Востока. Резко возросло количество различных коммерческих структур и посреднических организаций, из которых значительная часть работала без какой-либо регистрации и, как правило, с нарушениями налогового законодательства.

В этот период возросла масштабность и серьезность нарушений налогового законодательства, особенно со стороны финансовых компаний, занимающихся привлечением денежных средств населения.

Все это сказывалось на работе органов налоговой полиции, заставляло их оперативно реагировать на изменения, происходящие в экономической сфере, совершенствовать методы и формы работы, профессиональные навыки сотрудников, приводить структуру в соответствие с требованиями дня. Было начато осуществление первых шагов по переносу акцента в своей деятельности на оперативно-розыскные меры, позволяющие выявлять более серьезные нарушения налогового законодательства и разворачивать полномасштабную правоохранительную деятельность.

Уже первые уголовные дела и проверки показали, что налоговая преступность не считается с границами территорий, поэтому возникла необходимость в координации деятельности территориальных органов, в выработке согласованных действий по борьбе с налоговой и экономической преступностью.

Особую актуальность приобрели проблемы координации усилий органов налоговой полиции региона по обеспечению экономической безопасности государства в интересах повышения эффективности и результативности оперативно-розыскной, документально-проверочной и уголовно-процессуальной деятельности.

Важную роль в повышении эффективности всех форм и методов работы налоговой полиции, определении ее стратегии в борьбе с преступностью повсеместно должны были сыграть региональные советы. Региональный Совет руководителей федеральных органов налоговой полиции Дальнего Востока, как и другие региональные советы, был образован в соответствии с приказом Директора ДНП России от 10 января 1994 года «Об утверждении составов региональных Советов руководителей органов налоговой полиции».

В состав Совета Дальневосточного региона вошли руководители управлений по Республике Саха (Якутия), Хабаровскому и Приморскому краям. Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономной областям, а также отделов по Чукотскому и Корякскому автономным округам.

Базовым органом было определено Управление ДНП России по Хабаровскому краю. Председателем регионального Совета стал В.И. Пархоменко.

Создание Совета объективно отвечало интересам как субъектов Федерации, так и федеральных органов налоговой полиции и позволило в достаточно сжатые сроки обеспечить координацию усилий вновь созданных правоохранительных структур на основных направлениях оперативно-служебной деятельности, сконцентрировать их внимание на проблемах, характерных для всего региона.

Первое организационное заседание Совета состоялось в г. Хабаровске в феврале 1994 года при участии заместителя Директора Департамента налоговой полиции, генерал-лейтенанта налоговой полиции Вячеслава Кирилловича Панкина.

Проблемы организации служебной деятельности территориальных подразделений налоговой полиции России на Дальнем Востоке всегда были в центре внимания руководства федеральной службы. В работе регионального Совета руководителей территориальных органов налоговой полиции на Дальнем Востоке принимали самое непосредственное участие заместители Директора Федеральной службы[Юрий Васильевич Чичелов] Николай Николаевич Кузнецов, Андрей Станиславович Пржездомский, Асланбек Хусенович Хаупшев, Владимир Иванович Авдийский, Александр Владимирович Агеенков, а также руководители целого ряда главных управлений Центрального аппарата налоговой полиции Российской Федерации.

Вскоре появилась и некоторая ясность с организацией оперативно-розыскной деятельности в ДНП России: в апреле 1994 года была утверждена соответствующая инструкция, которая в рамках действующего законодательства определяла порядок проведения оперативной работы и полномочия оперативных сотрудников федеральных органов налоговой полиции.

В 1994 году руководителям федеральных органов налоговой полиции Дальнего Востока стало ясно, что назрела необходимость более тесного и тематического взаимодействия, что позволило приступить к наработке практического опыта и методики проведения региональных операций.

Работа территориальных органов налоговой полиции приобретает региональный характер, по единому замыслу проводятся крупномасштабные целевые операции.

В частности, во исполнение решения Совета от 5 июня 1994 года спланированы и проведены региональные операции с условными наименованиями «Спирт» и «Транспорт», целью которых являлось выявление нарушений налогового законодательства, соответственно, на каналах взаимных поставок коммерческими структурами ликеро-водочной продукции и прямых поставок топливно-энергетического сырья с использованием железнодорожного транспорта.

Во время проведения операции «Спирт» органами налоговой полиции Дальнего Востока осуществлено свыше 50 проверок соблюдения налогового законодательства различными коммерческими структурами, что позволило доначислить в бюджетную систему государства 4,1 миллиарда неденоминированных рублей, возбудить 7 уголовных дел. В рамках операции «Транспорт» только управлением по Хабаровскому краю по результатам реализации оперативных материалов доначислено в бюджет 4,8 миллиарда рублей и возбуждено 5 уголовных дел.

И хотя с позиции сегодняшнего дня результативность этих мероприятий не выглядит столь значительной, нельзя не принимать во внимание как положительный момент профилактическое воздействие на налогоплательщика, а главное — приобретение оперативными подразделениями опыта работы по региональным проблемам.

Современные условия работы налоговой системы России требуют грамотного применения и использования новейших методов и средств информационных технологий. Громадные объемы перерабатываемой информации, сотни миллионов единиц информационного обслуживания, необходимость высокой достоверности данных, требования к формированию плановой отчетности и неструктурированной информации, необходимость тесного взаимодействия с информационными системами разнообразных государственных органов, региональных и местных структур, обеспечение конфиденциальности данных, циркулирующих в иформационной системе, делают необычайно актуальными проблемы информатизации налоговой полиции и использования современных технических средств.

Информационно-аналитические подразделения налоговой полиции по праву считают ее мозговыми центрами. Работу территориальных органов налоговой полиции Дальневосточного региона в этом направлении начали строить: В.В. Петров (Республика Саха )Якутия З.П. Иванова, Ю.Н. Ветохин, Л.И. Иваньков, В.И. Таран, И.И. Черныш, А. А. Епыхов (Приморский край), А.А. Чернышев, А.В. Полин, М.П. Хамлов (Хабаровский край), В.В. Стародубке (Камчатская область), В.В. Судницын, В.Г. Коротких, И.Ю. Еремеева (Магаданская область В.В. Долгов (Еврейская автономная область) и другие.

Одним из самых важных поставленных на первых заседаниях регионального Совета был вопрос о формировании единого информационного пространства по проблемам, затрагивающим интересы оперативно-служебной деятельности органов налоговой полиции региона. В связи с этим в июне 1994 года региональным Советом руководителей органов налоговой полиции Дальнего Востока принимается решение о создании регионального банка данных органов налоговой полиции.

В 1995 году существенного изменения социально-экономическая ситуация не претерпела.

Усугубление и без того тяжелого экономического положения в регионе привело дальнейшему снижению жизненного уровня населения и повышению социальной напряженности в обществе. В этих условиях сотрудники органов налоговой полиции Дальнего Восток продолжали наращивать усилия по совершенствованию организации служебной деятельности и структуры управлений ДНП по субъектам РФ.

Тенденции политизации налоговой сферы, характерные для многих регионов России, определенной мере прослеживались и на территории Дальнего Востока. Среди основной массы проживающих здесь граждан сложилось довольно устойчивое негативное отношение существующей системе налогообложения, вследствие чего добросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика ими не рассматривалось в качестве нравственного ориентира. На этом фоне многие руководители хозяйственных структур, попавшие в поле зрения органов налоговой полиции, предпринимали попытки уклониться от ответственности за совершение нарушений налогового законодательства, возмещения ущерба и уплаты штрафных санкций, прикрываясь при этом спекулятивно-демагогическими заявлениями о порочности действующей налоговой системы, об ущемлении интересов трудового коллектива, местного населения.

Затянувшийся экономический кризис, хроническая проблема неплатежей, несовершенство законов, регулирующих сферу финансов и налогов, обусловили дальнейшую криминализацию сферы налогообложения. Продолжался рост преступлений экономической направленности, усиливалось проникновение криминального капитала в банковские, финансовые и производственные структуры, на потребительский рынок и рынок недвижимости.

Одна из важнейших задач, решением которой занимались федеральные органы налоговой полиции в 1995 году, — сокращение недоимок по налогам и иным обязательным платежам бюджет. Проблема недоимок в тот период была крайне сложна и задевала интересы миллионов россиян, накаляла социальную напряженность в обществе. Налоговые полицейские приложили немало усилий для того, чтобы снять остроту этой проблемы.

В обстановке повальных неплатежей, роста кредиторской задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом органы налоговой полиции Дальнего Востока стали применять к неплательщикам налогов меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, так как взыскать недоимки с неплательщиков было невозможно из-за отсутствия средств на их счетах.

В частности, управлением ДНП России по Хабаровскому краю выносились предложения на рассмотрение коллегии администрации края по улучшению работы по ликвидации недоимок. Аналогичная работа проводилась и другими управлениями Дальневосточного региона.

Наработанный положительный опыт информационного взаимодействия и практические потребности органов налоговой полиции позволили от имени Совета выйти с обоснованным предложением к руководству Департамента налоговой полиции о разворачивании в Хабаровском управлении регионального информационного центра, что дало бы возможность снять ряд проблем финансового, технического и кадрового обеспечения.

В целях информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности органов налоговой полиции Дальневосточного региона, формирования региональных банков данных, обеспечения взаимодействия с Информационно-аналитическим управлением и Главным вычислительным центром ДНИ России приказом ДНИ России от 7 февраля 1995 года информационно-аналитический отдел управления ДНИ России по Хабаровскому краю был реорганизован в региональную информационно-аналитическую службу (РИАС). Возглавил ее В. А. Пиев.

Эффективность работы налоговой полиции во многом определяется уровнем квалификации ее сотрудников. Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем знаний, разбирающиеся в современном законодательстве, системах налогообложения различных стран, знающие историю формирования налогов, организацию работы налоговой полиции и налоговой инспекции, умеющие принимать продуманные и взвешенные решения, обладающие современным уровнем компьютерной грамотности. При всех происходящих изменениях как в налоговой системе РФ, так и в экономике России в целом, объективно существуют базовые знания, набор основных понятий, правил и тенденций, позволяющих грамотному специалисту ориентироваться в окружающей обстановке, принимать корректные решения, эффективно усваивать новые знания.

Создание системы профессиональной подготовки кадров

В органах налоговой полиции Дальнего Востока остро обозначилась потребность в профессиональной подготовке кадров.

Учитывая отдаленность территорий и высокие командировочные расходы, связанные с обучением личного состава в учебных заведениях налоговой полиции в центральных областях России, еще на своем первом заседании Совет предложил Управлению по Хабаровскому краю проработать предложение о создании регионального учебного центра по подготовке сотрудников налоговой полиции.

Во исполнение этого решения через администрацию края и командование ДВО был решен вопрос о передаче на баланс ДНИ территории и капитальных строений бывшего 53-го военного городка в г. Хабаровске. Позже в июне 1994 года Совет принял решение о долевом участии в финансировании реконструкции этого здания под учебный центр. И хотя в силу ограниченных финансовых возможностей не все территориальные органы налоговой полиции внесли полноценный вклад в реконструкцию, тем не менее, благодаря прежде всего усилиям управлений по Республике Саха (Якутия), Приморскому и Хабаровскому краям, а также посильной помощи управлений по Амурской, Сахалинской, Камчатской, Еврейской автономной областям, Чукотскому автономному округу, при финансовой поддержке администраций ряда территорий Дальнего Востока региональный учебный центр был создан.

Директор ДНП России генерал-лейтенант налоговой полиции Сергеи Николаевич Алмазов утвердил решение регионального Совета, положившего начало работам по реконструкции здания.

7 апреля 1995 года стало фактической датой рождения еще одного подразделения Департамента налоговой полиции России — Центра подготовки сотрудников налоговой полиции ДНИ России в г. Хабаровске. Начальником Центра подготовки был назначен А.С. Кезин.

И несмотря на незавершенность работ по реконструкции и созданию материально-технической базы, уже осенью преподаватели приступили к профессиональной подготовке оперативного состава и методическому сопровождению практической деятельности органов налоговой полиции региона. В дальнейшем к вопросу об учебном центре Совет возвращался практически на каждое заседании. Опыт работы регионального Совета свидетельствует о том, что в тех условиях данный институт в системе федеральных органов налоговой полиции имел важное значение и был способен решать в рамках Дальнего Востока задачи по обеспечению взаимодействия федеральных органов налоговой полиции региона в ходе организации оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, координации мероприятий по информационному, оперативно-техническому и материальному обеспечению оперативно-служебной деятельности, укреплению социальной защиты, реализации прав сотрудников налоговой полиции.

В 1995 году федеральные органы налоговой полиции Дальнего Востока основные усилия сосредоточили на целенаправленном проведении мероприятий по реализации Федеральной программы усиления борьбы с преступностью, принятии эффективных мер по выявлении: предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений на наиболее криминогенных объектах хозяйственной деятельности, развертывании полномасштабной оперативно-служебной деятельности, укреплении взаимодействия между федеральными органами налоговой полиции Дальнего Востока, органами ГНС, ГТК, ФСБ, МВД, прокуратуры, а также усилении роли предупредительно - профилактической работы по воспитанию законопослушного налогоплательщика.

Итоги работы налоговой полиции в 1995 году позволили сделать вывод о том, что в большинстве органов продолжилось заметное повышение активности в проведении оперативно служебной деятельности. Органами налоговой полиции Дальневосточного региона самостоятельно, во взаимодействии с ГНИ и другими контролирующими органами проведено 1163 документальных проверки налогового законодательства и 47 проверок валютного законодательства. В том числе самостоятельно проведено 486 проверок, по выявленным нарушениям налогового законодательства доначислено 132,9 миллиарда неденоминированных рублей. Совместно с органами ГНИ проведено 677 проверок, доначислено в бюджет — 188,7 миллиарда рублей. Выявлено 1134 нарушения налогового законодательства, из них 708 — в крупных и особо крупных размерах (62,4%). По выявленным нарушениям налогового законодательства доначислено в бюджет около 323 миллиардов неденоминированных рублей, из них СКВ в рублевом эквиваленте - более 73 миллиардов неденоминированных рублей.

С начала года наложено 498 административных ареста на имущество налогоплательщиков на общую сумму 186,4 миллиарда рублей. От реализации арестованного имущества недоимщиков перечислено в бюджет 35,98 миллиарда рублей.

Средняя сумма доначислений, приходящихся на одну результативную проверку налогового законодательства, составила 284,7 миллиона рублей, в том числе на самостоятельную проверку — 273,59 миллиона рублей, на совместную — 278,7 миллиона рублей.

Подразделениями расследований органов налоговой полиции Дальневосточного региона по признакам налоговых преступлений возбуждено 283 уголовных дела, в том числе самостоятельно — 261, другими правоохранительными органами по материалам налоговой полиции - 22. Осуждено 6 человек.

ФСНП России

На этапе формирования правовой базы новой структуры рассматривался вопрос о наделении федеральных органов налоговой полиции правом предварительного расследования в полном объеме по делам о налоговых преступлениях. Однако только в конце 1995 года Федеральное Собрание приняло необходимые законодательные изменения, в соответствии с которыми налоговая полиция получила право производства предварительного следствия в полном объеме. Кроме того, ей было предоставлено право самостоятельно расследовать ряд других составов преступлений в экономической сфере, таких, как незаконное предпринимательство в сфере торговли, нарушение правил о валютных операциях и т. д., а также право проведения экономических и криминалистических экспертиз, связанных с исследованием документов, что для деятельности налоговой полиции очень важно. Но главное — была восстановлена процессуальная цепочка: возбуждение уголовного дела — его расследование — направление в суд. Только с этого момента можно считать, что налоговая полиция России получила логическое завершение своего построения как полноправного правоохранительного органа. Для налоговой полиции 1996 год был поворотным.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года Департамент налоговой полиции Российской Федерации с 27 декабря 1995 года переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации, а все территориальные органы соответственно в управления ФСНП России по субъектам Федерации.

Установлено, что ФСНП России и подчиненные ей органы являются правопреемниками Департамента налоговой полиции РФ и его органов.

Социально-экономическая ситуация в Дальневосточном регионе существенных изменений не претерпела. Напряженность в социально-экономической сфере, развитие рыночных отношений, обострение криминогенной обстановки при серьезном отставании правового регулирования процессов, происходящих в обществе, не способствовали повышению жизненного уровня большей части населения.

Снизилась покупательская способность населения из-за повсеместного увеличения тарифов на транспорт, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги. Среднемесячные статистические доходы почти половины населения региона не достигали прожиточного минимума. Денежные доходы населения использовались, главным образом, на покупку продовольственных товаров и оплату услуг.

Оставалась острой проблема собираемости налогов и иных обязательных платежей. Основными факторами неудовлетворительного исполнения доходов бюджетов разных уровней являлись завышенные показатели бюджетных назначений, резкое сокращение объемов производства, энергетический кризис, сложнейшее финансовое положение крупнейших предприятий, неплатежеспособность хозяйствующих субъектов, введение валютного коридора, низкая финансовая дисциплина налогоплательщиков, умышленное уклонение от уплаты налогов, влияние налоговых льгот.

В ФСНП и ее территориальных органах в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в начале 1996 года были образованы следственные подразделения, которые как составная часть сил обеспечения экономической безопасности страны были призваны выявлять, предупреждать и пресекать налоговые и связанные с ними преступления.

В сложной структуре налоговой полиции следственные подразделения занимают особое место. Именно следователи распутывают многочисленные клубки налоговых преступлений и направляют дела в суд. Но на начальном этапе налоговая полиция не располагала собственным следственным аппаратом. Расследование по возбужденным делам осуществлялось лишь в форме дознания. Предполагалось, что дознаватели будут возбуждать уголовные дела, производить первоначальные следственные действия, а затем передавать наработанный материал прокурору для определения подследственности. Однако время показало, что этих полномочий недостаточно. В результате реорганизаций подразделения дознания превратились в подразделения расследований. Структурно эти подразделения входили в оперативные отделы. Создавали их Е.Н. Яковенко (Республика Саха (Якутия), Л.И. Фисунова (Приморский край), К.И. Воронкин (Хабаровский край), В.В. Кучер (Камчатская область), Б.И. Чобитько (Магаданская область), С.Н. Абанин (Сахалинская область) и другие.

В обстановке обострения криминогенной ситуации, использования преступным элементом все более изощренных методов нарушения налогового законодательства основными задачами следственных подразделений являлись: обеспечение во взаимодействии с другими пол разделениями управлений и другими правоохранительными органами защиты экономической безопасности государства путем быстрого и полного раскрытия налоговых преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к ответственности, возмещения государству материального ущерба, причиненного преступлением, принятия мер профилактического характера; расследование уголовных дел, отнесенных законом к ведению органов налоговой полиции.

Подразделения комплектовались сотрудниками, имеющими высшее юридическое образование и опыт следственной работы. Во главе этих подразделений встали: Л.И. Фисунова (Приморский край), А.Н. Каргин (Хабаровский край), А.Ю. Голоскоков (Камчатская область) И.А. Черных (Еврейская автономная область) и другие.

Федеральные органы налоговой полиции Дальнего Востока развернули полномасштабную оперативно-служебную деятельность на основе организации эффективного предварительного следствия, укрепления взаимодействия с органами государственной налоговой инспекции, прокуратуры, внутренних дел и таможни, усиления роли предупредительно-профилактической работы по воспитанию законопослушного налогоплательщика, повышения кадрового потенциала и профессионального уровня сотрудников, укрепления материально-технической базы.

В 1996 году произошло дальнейшее значительное осложнение обстановки по линии налогообложения. Обозначились наиболее криминогенные зоны по налоговому законодательству - это нефтепереработка и нефтебизнес, лесная и деревообрабатывающая промышленность, добыча драгметаллов, внешнеэкономическая деятельность, кредитно-банковская сфера.

Наделение налоговой полиции как правоохранительного органа следственными полномочиями отразилось на росте показателей.

Управлениями ФСНП Дальневосточного региона была проведена 1021 документальна) проверка соблюдения налогового законодательства, из них 298 самостоятельных и 723 совместных с налоговыми органами. В процессе их проведения выявлено 911 нарушений налогового законодательства, из них 633 — в крупных и особо крупных размерах, или 69,4% от общего числа нарушений. Это свидетельствовало о перенесении акцента деятельности органов налоговой полиции региона на выявление и пресечение преступлений в крупных и особо крупных размерах. В бюджеты всех уровней было доначислено свыше 960 миллиардов рублей, из них штрафные санкции составляли свыше 550 миллиардов рублей. Средняя сумма доначислений, приходящаяся на одну результативную проверку, равнялась 940 миллионам рублей. Перечисленная в бюджет сумма с учетом финансовых и штрафных санкций по документально-проверочной деятельности составила более 100 миллиардов рублей (около 12% от суммы, доначисленной в бюджет). Потребность следствия и суда в судебно-экономических экспертизах возникла в результате того, что в процессе расследования налоговых преступлений следователю, осуществляющему расследование, необходимо проверять содержащиеся в бухгалтерских документах факты, множество финансово-хозяйственных операций и различных экономических показателей. Как правило, при установлении обстоятельств совершения налоговых преступлений возникает необходимость проведения сложных расчетов, позволяющих сделать вывод о сокрытии объектов налогообложения, что, несомненно, требует глубоких экономических знаний.

Одной из причин недостаточной эффективности налоговых расследований являлось то, что у следователей возникали определенные трудности относительно того, какого вида экономическую экспертизу назначить, кому поручить производство экспертизы, какие вопросы поставить на разрешение эксперта. Ранее проведение экономических экспертиз поручалось сотрудникам налоговых служб, специалистам в области экономики, финансов, права из различных государственных органов и высших учебных заведений.

В связи с тем, что органам налоговой полиции было предоставлено право самостоятельного проведения судебно-экономических экспертиз, в 1996 году также создавались и подразделения судебно-экономических экспертиз. На должности экспертов назначались лица, имеющие высшее экономическое образование и опыт работы по экономическим специальностям.

Основными задачами подразделений судебно-экономических экспертиз являются: производство судебно-экономических экспертиз по определению суда, постановлению следователя, дознавателя и прокурора, а также выявление в процессе производства судебно-экономических экспертиз по уголовным делам обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений.

Для более широкого информирования руководства и сотрудников органов налоговой полиции Дальнего Востока, распространения положительного опыта, доведения учебных, методических и других материалов с согласия руководства ФСНП России под эгидой регионального Совета на базе региональной информационно-аналитической службы с 1996 года ежеквартально стал издаваться «Информационный бюллетень». С целью выработки единых позиций, определения направлений развития информационной политики, обмена опытом на базе РИАС, под руководством ИАУ ФСНП России, был проведен региональный семинар руководителей и сотрудников информационно-аналитических подразделений федеральных органов налоговой полиции.

Продолжение следует...